Главная Ресурсные центры Ресурсный центр речевого развития Концепция программы поддержки детского чтения в ДОУ
Настоящая Концепция представляет собой базовые принципы, цели, задачи, основные направления формирования программы поддержки детского чтения в ДОУ (далее - программа) и этапы реализации программы.
Положения настоящей Концепции нацелены на формирование читательской компетентности детей дошкольного возраста.
Приобщение детей к чтению необходимо рассматривать как приоритетное направление в культурной и образовательной политике ДОУ, имеющее важнейшее значение для будущего страны.
Основные положения настоящей Концепции соотносятся с Концепцией программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2017 г. № 1155-р.
Актуальность проблемы детского чтения в ДОУ. Приобщение дошкольников к детской литературе справедливо называется одним из важнейших направлений в работе детского сада, ибо чтение – это совершенный механизм формирования сознания и духовной жизни растущего человека. Воспитатель должен глубоко осознать проблему приобщения детей к книгам как общегосударственную и личностно значимую задачу.
Детская литература, которую воспитатель и родители каждодневно читают ребенку, – это настоящее искусство, оказывающее на детей латентное (скрытое, не проявляющееся сразу) воздействие. Чтение литературных произведений детям развивает их душу, гуманность, формирует ум, память, воображение, речь, учит проявлять волю, терпение и другие нужные черты характера, учит творчеству. Процесс общения с книгой является определяющим в интеллектуальном и личностном, в том числе, мировоззренческом становлении человека. В его способности к самореализации, в сохранении и передаче опыта, накопленного человечеством. С помощью книги ребенок, в первую очередь, открывает мир во всех его взаимосвязях и взаимозависимостях, начинает больше и лучше понимать жизнь и людей, переживая и проживая прочитанное.
Общение с этим искусством ценно и для взрослых: оно учит понимать природу детства, наполняет душу милосердием и эстетическим бескорыстием. Задача педагога помочь ребёнку развить художественное восприятие единства содержания и формы, эстетический вкус, сформировать интерес и любовь к художественной литературе, к процессу общения с детской книгой.
Чтение - важнейший способ освоения ребёнком социального опыта, накопленного человечеством. Чтение имеет первостепенное значение для воспитания и образования подрастающего поколения, становления и развития личности.
Несмотря на очевидную важность и незаменимость чтения, снижение интереса к нему наблюдается во всем мире.
Это принято связывать с развитием экранной культуры, социальных сетей и индустрии развлечений, что обусловливает вытеснение чтения как незаменимого прежде источника социально значимой информации, снижение его культурного престижа.
Несмотря на колоссальное разнообразие книг и другой печатной продукции, в том числе для детского возраста, наблюдается отсутствие интереса к чтению у значительной части молодых родителей, существенный спад интереса к познавательной литературе.
Наряду с очевидным снижением потребности в чтении, педагоги, логопеды, детские психологи отмечают у детей более позднее овладение речью, недостаточность словарного запаса, растущее число дислексий (нарушение чтения), дисграфий (нарушение письма) у обучающихся и дислогий (неспособность использовать родной язык как главный инструмент сознания, освоения культурного опыта, общения) у детей и юношества.
Привычка к чтению у человека формируется в раннем возрасте и требует поддержки на всех этапах взросления - от первых лет жизни до периода обретения социальной и гражданской зрелости. Отсутствие такой поддержки и контроля на каком-либо этапе приводит к утрате интереса к чтению, а затем - к ухудшению читательской грамотности и невосполнимым потерям в культурном и интеллектуальном развитии юного гражданина.
Первым социальным институтом, от которого зависит развитие ребенка как читателя на протяжении всего периода его взросления, является семья. Лучшие результаты по уровню читательской компетентности показывают дети из семей, где родители сами любят читать и еще до обучения в образовательной организации читают вместе с детьми вслух.
Проблемы поддержки чтения детей и юношества могут быть в значительной степени устранены при верном понимании порождающих их причин.
В обществе возросли осознание культурной значимости чтения и интерес к поддержке чтения, литературы, родного языка.
Ранее детство – время запуска всех сил и возможностей человека, что относится и к чтению. Потребность в каждодневном общении с книгой закладывается до трех - четырех лет. Встреча с ней будет тем успешнее, чем лучше развивали ребенка с первых дней и месяцев жизни.
Некоторые ошибочно полагают, что, ускоряя развитие ребенка, мы отнимаем у него радость детства. Однако дети, которым много читают, сохраняют больше непосредственности и обаяния детства, чем те, мир которых ограничен бытом.
Чем раньше ребенок возьмет в руки книгу, тем больше навыков читателя приобретет. Концепция «Программы поддержки детского чтения в ДОУ» рассчитана на реализацию её содержания в работе с детьми 1-7 лет в соответствии с их возрастно – психологическими особенностями восприятия детской книги, задачами, формами и методами реализации.
Основная цель программы - повышение статуса чтения, читательской активности и улучшение качества чтения, развитие культурной и читательской компетентности детей и родителей.
Программа базируется на дифференцированном возрастном подходе, учитывающем особенности читательского поведения детей дошкольного возраста.
Целью «Программы поддержки детского чтения в ДОУ» является формирование у детей интереса к миру книг и творчества, овладение навыками правильной читательской деятельности с книгами.
В процессе литературного образования решаются задачи:
Обеспечить систему повышения квалификации педагогических работников через организацию разнообразных форм методической работы по совершенствованию мастерства педагогов по приобщению детей к детской литературе.
Реализовать возможность детской литературы по формированию целостной картины мира, первичных ценностных представлений детей;
Обеспечить погружение ребёнка в богатейшую языковую среду художественной литературы, развить литературную речь, помочь ребёнку почувствовать необычайную выразительность русского языка,
Развить способность передавать словами тончайшие оттенки чувств, гармонии окружающего мира.
Построение Программы поддержки детского чтения основывается на следующих принципах:
Основными направлениями реализации программы являются:
1. Научно-исследовательская и методическая деятельность:
Разработка комплекса методических рекомендаций по приобщению к чтению детей и родителей.
2.Поддержка детской литературы, книгоиздания и книгораспространения:
3. Развитие инфраструктуры детского и юношеского чтения:
4.Деятельность в медиасфере, направленная на поддержку детского чтения:
Реализация программы предусматривается в 3 этапа:
этап (2018 год):
этап (2019 - 2020 годы):
этап (2020 - 2026 годы) - реализация программы поддержки и развития детского чтения во всех группах МБДОУ.
К реализации программы поддержки детского чтения предусматривается привлечь специалистов, обладающих самой высокой квалификацией в различных областях научного знания (библиотекари, лингвисты, психологи, физиологи и другие специалисты), чей опыт приобщения детей к детской литературе соответствуют возможности решать задачи по реализации Программы по поддержке детского чтения.