Главная Портфолио ДОО Трансляция педагогического опыта Щербакова Ольга Евгеньевна Дисграфия. Ее причины и профилактика
Письмо — это сложная форма речевой деятельности, многоуровневый процесс, который обеспечивается согласованной работой четырёх анализаторов: речедвигательного, речеслухового, зрительного и двигательного.
Если у ребенка имеются нарушения хотя бы одной из этих функций: слуховой дифференциации (различения) звуков, правильного их произношения, звуковом анализе и синтезе, лексико-грамматической стороне речи, пространственных представлениях, то может возникнуть дисграфия (от греческого «графо» — письмо).
Дисграфия — это специфическое расстройство письменной речи, проявляющееся в многочисленных типичных ошибках стойкого характера и обусловленное несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе овладения навыками письма. Другими словами, это неспособность (или сложность) овладеть письмом при нормальном развитии интеллекта.
Дисграфия является наиболее распространенной формой речевой патологии у учащихся начальных классов общеобразовательной школы и, по данным разных авторов, становятся причиной неуспеваемости у 10-30 % младших школьников Дисграфия «начинается» не в школе, а значительно раньше: у детей дошкольного возраста. Более половины (55,5 %) детей старшего дошкольного возраста явно не готовы к началу школьного обучения и, следовательно, заранее обречены на неуспеваемость по русскому языку [2].
1. Артикуляторно-акустическая дисграфия. Ребенок пишет так, как произносит, опираясь в процессе письма на неправильное произношение звуков. Проявляется в замене или пропуске букв.
Например: РАК – ЛАК, СТОЛ – ШТОЛ, ЖУК – ЗУК, КОВЕР – КОВЕЛ, КОЖА – КОЗА, БУБЛИК – ПУПЛИК.
2. Дисграфия на основе нарушений фонемного распознавания или акустическая дисграфия. В данном случае в устной речи звуки произносятся ребенком правильно, но не точно дифференцирует (различает) звуки на слух. Чаще всего смешиваются и заменяются буквы, обозначающие свистящие и шипящие звуки (ШОБАКА), звонкие и глухие звуки (ТЕЛАЙ), неправильно обозначается мягкость согласных (ПИСМО, ЛУБИТ); а также гласные О-У, Е-И (ТОЧА вместо ТУЧА, ЛЕС – ЛИС).
3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Недоразвитие языкового анализа и синтеза проявляется на письме в искажениях структуры слова и предложения.
Несформированность анализа предложений на уровне слова обнаруживается в слитном написании слов, особенно предлогов; в раздельном написании слов, особенно приставок и корня. Например:
ЛЕТАМ ПАРЕКЕ И ДУТ ПАРХОДИ (Летом по реке идут пароходы).
Наиболее распространенными ошибками являются искажения звукобуквенной структуры слова. Пример таких ошибок:
4. Аграмматическая дисграфия проявляется в аграмматизмах на письме и обусловлен несформированностью лексико-грамматического строя речи. Этот вид дисграфии может проявляться на уровне слова, словосочетания, предложения и текста.
Примеры:
5. Оптическая дисграфия. Этот вид дисграфии обусловлен несформированностью зрительно-пространственных функций и связан со смешением на письме букв, сходных по написанию.
Например: В – Д, Т – Ш, И –Ш, П –Т, Х – Ж, Л – М.
Одно из ярких проявлений оптической дисграфии – зеркальное письмо: зеркальное написание букв, письмо слева направо.
Таким образом, неизбежность появления дисграфии можно предсказать уже в старшем дошкольном возрасте, а это значит, что необходимо сделать все возможное для того, чтобы «убрать» ее предпосылки еще до начала обучения в школе.
Наличие дисграфии у детей приводит к целому «букету» печальных последствий, серьезность которых зависит от степени выраженности дефекта:
Oднo из неoбхoдимых услoвий предупредительнoгo вoздействия - раннее распoзнавание настoраживающих признакoв речевoгo недoразвития. Учет механизмoв нарушения чтения и письма предпoлагает патoгенетический принцип кoррекциoннoй рабoты.
Для решения основных задач профилактики вся окружающая ребенка среда должна быть «развивающей», то есть она должна обеспечивать достаточное количество слуховых и зрительных впечатлений. Такая среда предполагает присутствие объектов, способных привлечь и удержать внимание ребенка, стимулировать развитие его познавательной и мыслительной деятельности. Большую помощь в этом могут оказать тщательно подобранные «развивающие» игрушки, а позднее и игры. Важную роль в этом отношении играет теплое эмоциональное общение с ребенком окружающих его взрослых людей.
Особое внимание в дошкольный период должно быть уделено полноценному развитию устной речи, поскольку именно она является той основной базой, на которой в дальнейшем будет строиться письменная речь. Приведем некоторые виды упражнения:
Для развития у ребёнка чувство ритма, необходимо обучать повторять заданный ритмический рисунок (хлопками, отстукиванием), сравнивать серии ударов, предъявляемые последовательно. В ходе таких упражнений развивается речевое и неречевое слуховое восприятие ребёнка.
Для развития фонематического слуха ребенка следует учить подбирать картинки, соответствующие словам и начинающиеся (или содержащие) на заданный звук; различать отдельные звуки в ряду других звуков.
Развитие зрительного восприятия: составление картинки, разрезанной на части; конструирование по образцу, по предоставлению (например, из палочек); называние предметов по их контурам, дорисовка недорисованных предметов, называние перечеркнутых изображений; выделение предметных изображений, наложенных друг на друга; определение, что неправильно нарисовал художник.
Моторно-двигательное развитие включает в себя формирование крупной и мелкой моторики, развитие общей двигательной умелости (двигательной памяти, переключаемости движений).
Формирование тактильной и кинестетической чувствительности пальцев и кистей рук: “пальчиковый бассейн” − коробка, наполненная сыпучим наполнителем, имеющим необычную текстуру (например, манной, гречневой крупой, горохом, рисом или фасолью). С помощью этого приспособленья можно обучать детей нахождению предмета и определению его формы без подключения зрительного анализатора.
В заключение хочется обратить внимание педагогов на то, что если ребенок не различает некоторые речевые звуки на слух (проверять его можно начиная с двухлетнего возраста), если после пяти лет в его устной речи имеются звуковые замены, а после четырех все еще сохраняются аграмматизмы, если в пять-шесть лет он не владеет простейшими формами звукового анализа или обнаруживает несформированность зрительно- пространственных представлений, он не сможет овладеть полноценным письмом. По этой причине педагогам дошкольных учреждений очень важно внимательно присмотреться к ребенку еще в дошкольном возрасте с учетом перечисленных выше «параметров». В случае выявления хотя бы одного «слабого звена», необходимо сделать все возможное для своевременного его выравнивания, а значит и для предупреждения дисграфии.