Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

Дисграфия. Ее причины и профилактика

Понятие «дисграфия»

Письмо — это сложная форма речевой деятельности, многоуровневый процесс, который обеспечивается согласованной работой четырёх анализаторов: речедвигательного, речеслухового, зрительного и двигательного.

Если у ребенка имеются нарушения хотя бы одной из этих функций: слуховой дифференциации (различения) звуков, правильного их произношения, звуковом анализе и синтезе, лексико-грамматической стороне речи, пространственных представлениях, то может возникнуть дисграфия (от греческого «графо» — письмо).

Дисграфия — это специфическое расстройство письменной речи, проявляющееся в многочисленных типичных ошибках стойкого характера и обусловленное несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе овладения навыками письма. Другими словами, это неспособность (или сложность) овладеть письмом при нормальном развитии интеллекта.

Дисграфия является наиболее распространенной формой речевой патологии у учащихся начальных классов общеобразовательной школы и, по данным разных авторов, становятся причиной неуспеваемости у 10-30 % младших школьников Дисграфия «начинается» не в школе, а значительно раньше: у детей дошкольного возраста. Более половины (55,5 %) детей старшего дошкольного возраста явно не готовы к началу школьного обучения и, следовательно, заранее обречены на неуспеваемость по русскому языку [2]. 

2.Виды дисграфии [2]

1. Артикуляторно-акустическая дисграфия. Ребенок пишет так, как произносит, опираясь в процессе письма на неправильное произношение звуков. Проявляется в замене или пропуске букв.

Например: РАК – ЛАК, СТОЛ – ШТОЛ, ЖУК – ЗУК, КОВЕР – КОВЕЛ, КОЖА – КОЗА, БУБЛИК – ПУПЛИК.

2. Дисграфия на основе нарушений фонемного распознавания или акустическая дисграфия. В данном случае в устной речи звуки произносятся ребенком правильно, но не точно дифференцирует (различает) звуки на слух. Чаще всего смешиваются и заменяются буквы, обозначающие свистящие и шипящие звуки (ШОБАКА), звонкие и глухие звуки (ТЕЛАЙ), неправильно обозначается мягкость согласных (ПИСМО, ЛУБИТ); а также гласные О-У, Е-И (ТОЧА вместо ТУЧА, ЛЕС – ЛИС).

3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Недоразвитие языкового анализа и синтеза проявляется на письме в искажениях структуры слова и предложения.

Несформированность анализа предложений на уровне слова обнаруживается в слитном написании слов, особенно предлогов; в раздельном написании слов, особенно приставок и корня. Например:

ЛЕТАМ ПАРЕКЕ И ДУТ ПАРХОДИ (Летом по реке идут пароходы).

Наиболее распространенными ошибками являются искажения звукобуквенной структуры слова. Пример таких ошибок:

  • пропуски согласных при их стечении (ДОЖИ – ДОЖДИ, ДЕКИ – ДЕНЬКИ, СОСТАЛЯЮТ – СОСТАВЛЯЮТ);
  • пропуски гласных (ДЕВЧКИ – ДЕВОЧКИ, ПОШЛ – ПОШЛИ, ТЧКА – ТАЧКА, РАСКАЧИВЕТ – РАСКАЧИВАЕТ);
  • перестановки букв (ПАКЕЛЬКИ – КАПЕЛЬКИ, КУЛКА – КУКЛА);
  • добавление букв (ВЕСНАЯ – ВЕСНА);
  • пропуски, добавления, перестановки слогов (ВЕСИПЕД – ВЕЛОСИПЕД).

4. Аграмматическая дисграфия проявляется в аграмматизмах на письме и обусловлен несформированностью лексико-грамматического строя речи. Этот вид дисграфии может проявляться на уровне слова, словосочетания, предложения и текста.

Примеры:

  • ЗА ДОМА (за домом) САРАЙ.
  • ИСТЕПЛЫЯ СТРАН ЛЕТЯТ ГРАЧИ (Из теплых стран летят грачи).

5. Оптическая дисграфия. Этот вид дисграфии обусловлен несформированностью зрительно-пространственных функций и связан со смешением на письме букв, сходных по написанию.

Например: В – Д, Т – Ш, И –Ш, П –Т, Х – Ж, Л – М.

Одно из ярких проявлений оптической дисграфии – зеркальное письмо: зеркальное написание букв, письмо слева направо.

Причины и предпосылки дисграфии у дошкольников [2]

  • Отсутствие слуховой дифференциации акустически близких звуков (твердых – мягких, звонких – глухих, свистящих – шипящих).
  • Наличие полных звуковых замен в устной речи (нарушение звукопроизношения).
  • Несформированность простейших видов фонематического анализа слов, доступных детям дошкольного возраста:
    • узнавание звука на фоне слова;
    • выделение ударного гласного в начале и конечного согласного из конца слова;
    • определение места звука в слове по принципу: начало, середина, конец.
  • Несформированность зрительно-пространственных представлений.
  • Несформированность грамматических систем словоизменения и словообразования (неправильное употребление окончаний слов  в устной речи).

Таким образом, неизбежность появления дисграфии можно предсказать уже в старшем дошкольном возрасте, а это значит, что необходимо сделать все возможное для того, чтобы «убрать» ее предпосылки еще до начала обучения в школе.

Последствия дисграфии

Наличие дисграфии у детей приводит к целому «букету» печальных последствий, серьезность которых зависит от степени выраженности дефекта:

  • невозможность освоения программы по русскому языку, чтению и литературе;
  • существенные затруднения в освоении предметов, требующих письменных ответов учащихся;
  • большая часть дисграфий тесно связана с проблемами в усвоении математики (выражается в виде перестановки цифр в числе, непонимании различий между «больше на…» и «больше в…», неусвоении классов числа);
  • трудности в обучении приводят к информационной блокаде и, как следствие, к вторичному интеллектуальному отставанию;
  • психологические проблемы (повышенная тревожность, нервная истощаемость, заниженная самооценка).

Основные направления работы по профилактике дисграфии в дошкольном возрасте

Oднo из неoбхoдимых услoвий предупредительнoгo вoздействия - раннее распoзнавание настoраживающих признакoв речевoгo недoразвития. Учет механизмoв нарушения чтения и письма предпoлагает патoгенетический принцип кoррекциoннoй рабoты.

  • Важнo не пoзднее 3-4 лет прoверить у ребенка сoстoяние слухoвoй дифференциации звукoв речи. Если oна затруднена, тo неoбхoдимo приступить к её развитию. Эта рабoта oбязательнo дoлжна быть закoнчена дo начала oбучения грамoте.
  • Надo преoдoлевать звукoвые замены в речи, сфoрмировать кинестетические oбразы звукoв, чтoбы при внутреннем прoгoваривании прoисхoдила oпoра на правильную артикуляцию звукoв.
  • Кoррекция нарушений слoгoвoй структуры – этo oдна из причин вoзникнoвения дисграфии и дислексии у шкoльникoв.
  • Прoведение в детскoм саду бoлее углубленнoй рабoты пo анализу речевoгo пoтoка.
  • Фoрмирoвание у детей прoчных грамматических стереoтипoв. Кoтoрые являются oтправнoй тoчкoй в деле пoстепеннoгo oвладения ребёнкoм грамматическими нoрмами языка.
  • Развитие зрительнo- прoстранственных представлений.
  • Развитие речи и формирование навыков произвольного анализа и синтеза языковых единиц (развитие связной монологической речи, способности к суждениям и умозаключениям; совершенствование лексико- грамматического и фонетического оформления речи).

Для решения основных задач профилактики вся окружающая ребенка среда должна быть «развивающей», то есть она должна обеспечивать достаточное количество слуховых и зрительных впечатлений. Такая среда предполагает присутствие объектов, способных привлечь и удержать внимание ребенка, стимулировать развитие его познавательной и мыслительной деятельности. Большую помощь в этом могут оказать тщательно подобранные «развивающие» игрушки, а позднее и игры. Важную роль в этом отношении играет теплое эмоциональное общение с ребенком окружающих его взрослых людей.

Особое внимание в дошкольный период должно быть уделено полноценному развитию устной речи, поскольку именно она является той основной базой, на которой в дальнейшем будет строиться письменная речь. Приведем некоторые виды упражнения:

  • Для развития слухового восприятия используются игры и задания, имеющие целью формирование слухового внимания: “Угадай, кто это”, «Послушаем тишину», «Что на улице».
  • Определение навыка направления звука: “Где позвонили”, “Жмурки с голосом”; различения силы и громкости звука: “Тихогромко!”.

Для развития у ребёнка чувство ритма, необходимо обучать повторять заданный ритмический рисунок (хлопками, отстукиванием), сравнивать серии ударов, предъявляемые последовательно. В ходе таких упражнений развивается речевое и неречевое слуховое восприятие ребёнка.

Для развития фонематического слуха ребенка следует учить подбирать картинки, соответствующие словам и начинающиеся (или содержащие) на заданный звук; различать отдельные звуки в ряду других звуков.

Развитие зрительного восприятия: составление картинки, разрезанной на части; конструирование по образцу, по предоставлению (например, из палочек); называние предметов по их контурам, дорисовка недорисованных предметов, называние перечеркнутых изображений; выделение предметных изображений, наложенных друг на друга; определение, что неправильно нарисовал художник.

Моторно-двигательное развитие включает в себя формирование крупной и мелкой моторики, развитие общей двигательной умелости (двигательной памяти, переключаемости движений).

Формирование тактильной и кинестетической чувствительности пальцев и кистей рук: “пальчиковый бассейн” − коробка, наполненная сыпучим наполнителем, имеющим необычную текстуру (например, манной, гречневой крупой, горохом, рисом или фасолью). С помощью этого приспособленья можно обучать детей нахождению предмета и определению его формы без подключения зрительного анализатора.

В заключение хочется обратить внимание педагогов на то, что если ребенок не различает некоторые речевые звуки на слух (проверять его можно начиная с двухлетнего возраста), если после пяти лет в его устной речи имеются звуковые замены, а после четырех все еще сохраняются аграмматизмы, если в пять-шесть лет он не владеет простейшими формами звукового анализа или обнаруживает несформированность зрительно- пространственных представлений, он не сможет овладеть полноценным письмом. По этой причине педагогам дошкольных учреждений очень важно внимательно присмотреться к ребенку еще в дошкольном возрасте с учетом перечисленных выше «параметров». В случае выявления хотя бы одного «слабого звена», необходимо сделать все возможное для своевременного его выравнивания, а значит и для предупреждения дисграфии.

Список использованных источников

  1. Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей. СПб., 1995.
  2. Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей.- СПб.: Издательство «Союз», 2001.
  3. Поваляева М.А. Профилактика и коррекция нарушений письменной речи: Ростов н/Д:,Феникс, 2006.