Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

Кризис 7 лет

По мере взросления ребенок проходит стабильные и критические периоды. Критические периоды связаны с тем, что прежние способы восприятия и взаимодействия с окружающим миром уже не работают и их необходимо менять. Такие периоды часто характеризуются стремительным изменением в поведении ребенка, взаимодействии с окружающими людьми. Эти изменения, как правило, шокируют родителей и выражаются в таких фразах: «он сам не свой», «стал непослушным, неуправляемым» и т.д.

Признаки кризиса 7 лет

  1. Непослушание, упрямство, раздражительность, негативизм (отрицание правил и требований). С психологической точки зрения это закономерный, необходимый этап в развитии ребенка: он пробует себя в новых ситуациях, осваивает новые формы поведения. Вступая в пререкания и споры с родителями, игнорируя их требования, он как бы примеряет на себя роль взрослого, самостоятельно действующего человека.
  2. Манерничание и кривляние. Ребенок начинает осознавать себя и дистанцироваться от взрослых, теряя прежнюю непосредственность, но не знает, как по-другому показать, что он взрослый.
  3. Пауза. Появляется между просьбой взрослого и действиями ребенка. Так происходит переосмысление «прошлой жизни», прежних правил и способа взаимодействия с родителями.
  4. Формирование внутренней позиции школьника. Она включает в себя понимание правил, требований и запретов, возможностей и обязанностей. Но ребенок еще не готов к реалиям взрослой жизни и сталкивается с противоречиями между желанием быть взрослым и необходимостью соблюдать правила, что приводит к протестному поведению, повышенной раздражительности и эмоциональным вспышкам.
  5. Приобретение новой социальной позиции. Ребенок хочет быстрее стать взрослым, начинает выражать презрение к младшим: «ты еще в сад ходишь, а я уже в школу», «у меня теперь другие заботы» и т.д.

Как вести себя родителям в период кризиса 7 лет

  1. Обговорите с ребенком его новые права и обязанности. Вы можете столкнуться с недовольством и сопротивлением, что на данном этапе является нормой. Принимайте его чувства. Любые чувства – нормальны, а вот поведение и поступки бывают разные. Это разграничение очень важно! И на данном этапе ребенок уже может это понять.
  2. Создайте у ребенка ощущение, что ответственность, которая на него возлагается – это проявление доверия и надежды на его помощь, а не стремление его нагрузить и заставить что-то сделать. Например, «У тебя получится собрать рюкзак самому, ты уже первоклассник, я тебе доверяю».
  3. Дайте ребенку свободу в разумных границах. Некоторые правила должны быть закреплены, но способы и время их выполнения пусть решаются ребенком. Например, правило: в комнате должен быть порядок. Пусть ребенок сам решит, когда он его наведет (перед ужином, перед сном).
  4. Не вмешивайтесь в то, что делает ребенок, если он сам не просит помощи. Тем самым вы транслируете ребенку свое доверие и веру в него, что все получится.
  5. Дайте ребенку видеть последствия своих поступков. Не нужно стараться предотвратить негативные результаты действий или бездействий ребенка (при условии, что они не угрожают его безопасности). Тогда он будет взрослеть и становиться сознательным.
  6. Не демонстрируйте при ребенке те качества, которые потом не хотели бы увидеть в нем.
  7. Помогите ребенку наладить контакт со сверстниками, научите правилам совместных игр. Например, если ваш ребенок что-то не поделил со сверстником, дайте ему возможность самому решить ситуацию или подскажите как это сделать, не решая все за него.

Список использованной литературы:

  1. Ивлева И.А., Млодик И.Ю., Сафуанова О.В. Консультирование родителей в детском саду. Генезис, 2017 г.
  2. Смирнова Е.О. Детская психология: учебник для студентов высш.пед.учеб. заведений. М.: Владос, 2008.