Капризы – это особенность поведения ребенка, выражающаяся в нецелесообразных и неразумных действиях, в необоснованном сопротивлении требованиям взрослых, в стремлении настоять на своем.Капризы проявляются в:
- упрямстве;
- негативизме (стремление сделать по-своему, назло родителям);
- ярких эмоциональных реакциях протеста;
- агрессии и аутоагрессии.
Причины капризов:
- недомогание ребенка;
- усталость;
- возрастные особенности (кризисные периоды);
- ошибки воспитания (чрезмерная любовь или дефицит внимания);
- непоследовательность, отсутствие единства требований к ребенку;
- отсутствие разумных ограничений в жизни ребенка;
- истерика как способ достижения цели.
Стратегии поведения родителя в период истерики:
- дать возможность реакции угаснуть самостоятельно;
- если ребенок наносит травмы другим детям или мешает другим людям, физически изолировать ребенка;
- сохранять внутреннее и внешнее спокойствие. Не усиливать состояние ребенка своей паникой;
- не поддерживать демонстративность поведения ребенка своей демонстративностью;
- обсуждение поведения и воспитание ребенка отложить на более поздний период;
- проанализировать свои отношения с ребенком на предмет неэффективного воспитания.
Профилактика истерик и капризов:Правильная реакция родителя на сильные чувства и эмоции ребенка.
Взрослые не любят, когда дети:
Неэффективная стратегия поведения родителя: попытка остановить эти чувства запретом, приказом, криком.
Гашение сильной эмоции и чувства не приводит к его угасанию, оно «откладывается» и «уходит» вглубь ребенка.
Эффективная стратегия поведения родителя: дать ребенку возможность прожить чувство до конца, принять и поддержать его (дети, правда, боятся; я понимаю ты злишься и на твоем месте злился бы каждый и т.д.)
Родительская любовь должна быть адекватной.
Истерика часто – это попытка привлечь к себе внимание взрослого любой ценой. Порой как единственно приемлемый способ «докричаться» до родителей, стать им заметным, прокричать о своей потребности. Разумная система требований и ограничений.
Мы ограничиваем ребенка, когда предъявляем ему свой запрет. Запрет – это некоторая граница, которую ставит родитель, чтобы оградить своего ребенка от неприятностей и защитить от возможной беды.
Ребенку очень важно понимать, что можно делать, а чего нельзя. Это дает ему ощущение безопасности, спокойствия и того, что рядом есть кто-то сильный и взрослый кто о нем заботится и защищает.
Две ошибки родителей:
Чрезмерные запреты, которые приводят к тому, что ребенок силой и истерикой продавливает родителя, дабы получить желаемое. Часто подключаются манипулятивные методы.
Либеральный стиль воспитания и отсутствие запретов. Вседозволенность рождает в ребенке тревогу, беспокойство и полевое поведение.
Ребенок начинает провоцировать родителя своим поведением на запрет, для того, чтобы понять - все ли в порядке. Запреты должны быть адекватны возрасту ребенка, его возможностям, согласованы между мамой и папой, последовательны и основываться на традициях и правилах, принятых в семье.
Как правильно запрещать ребенку:
- «Я тебе запрещаю это, потому что …» И объяснить почему. Достаточно одного объяснения, в последующий раз просто сказать: «Ты знаешь почему нельзя.»
- Чем проще и четче сформулирован запрет или требование, тем легче и проще он воспринимается ребенком.
- Нельзя унижать и стыдить.
- Выдерживать обратную реакцию ребенка (слезы, злость, обиду и т.д.) Помнить, что реакция ребенка естественна и разделять ее.
- Не ставить ту границу, которую вы не способны выдержать. . Поставив запрет, ни в коем случае нельзя менять своего решения.
- Менять решение можно только в том случае, когда ребенок вступил с вами в переговоры и они закончились успешно.