Ранний возраст — время многочисленных экспериментов, где главный исследователь-ребенок. Изучение предметов, игрушек, инструментов, материалов и выполнение всех возможных способов действий с ними очень важны и интересны для него. Ребенок не любит запретов, которые ограничивают его деятельность.
Интерес к рисованию появляется на втором году жизни. Малыша очень привлекают бумага, карандаши и краски. Он рвет бумагу, возит ею по столу, удивляется когда на чистом листе появляются следы от маркеров и карандашей. Эта деятельность пока напоминает игру, но она может стать не интересной для ребенка, если не подключаться родители. Самостоятельно малыш не научится изображать предметы и явления.
Только когда он увидит, как рисует кто-то из старших, ему захочется подражать, ребенок начнет рисовать предметы и явления окружающего мира, фантазировать, создавать образы. Поэтому так важно поддержать этот интерес как можно раньше. И здесь не обойтись без помощи родителей.
Необходимо дать ребенку возможность самому экспериментировать с изобразительными средствами. Открыв для себя возможность оставлять следы на бумаге карандашом, он начинает делать это при каждом удобном случае: рисует палочкой на мокром песке и снегу, пальцем на запотевшем стекле, мелом на асфальте, фломастером на обоях, на полу и т.д. Взрослый должен подготовить место и материалы для рисования, показать, как набирать кисточкой краску. Родители могут предложить ему на выбор: печатать на бумаге ладонью, пальцем, губкой, печатками, рисовать карандашами, фломастерами, мелками, смешивать краски и оставлять следы кисточкой на бумаге. Дети любят приписывать нарисованному на бумаге, какое-либо содержание, например, видят в них солнышко или тучку. Узнавание предметов развивается постепенно. Не у всех это происходит одинаково быстро. Рассматривая вместе с ребенком его рисунки, мама может сказать: «Это похоже на дорогу, по которой мы сейчас идем, а вот следы, которые оставил котенок». Взрослым необходимо делится с ребенком своими ассоциациями, учить его воображать и фантазировать.
Привлекайте внимание ребенка к природным явлениям (снег, дождь,). Вместе читайте рисунки, объясняйте их. Обязательно сопровождайте рисование стихотворением. Чаще спрашивайте у ребенка, что он нарисовал, помогите ему: «Что это? Может это дождик или осенние листочки летят по небу?». Малыш ответит и скорее всего выберет свой образ, совсем неожиданный для вас.
Для развития мелкой моторики чаще предлагайте ребенку цветные карандаши, маркеры, фломастеры. Чем старше возраст ребенка (к 2 годам) нужно привлекать внимание малыша к разным цветам карандашей и фломастеров, обязательно проговаривая каждый цвет -красный, желтый, синий, зеленый.
Дети очень любят рисовать пальчиками и ладошкой, для этого лучше купить им безопасные краски, которая так и называется - «пальчиковая», она быстро смывается с рук и хорошо отстирывается, что очень важно для мам. Малыш будет с удовольствием хлопать по листу бумаги ладошкой, скорее всего не одной, а двумя и очень радоваться при этом — это очень эмоциональный процесс, который принесет восторг не только ребенку, но и взрослым. Не забывайте хвалить юных художников, а их рисунки можно вставить в рамку и повесить на стену.
С не меньшим удовольствием малыши рисуют ватными палочками. Можно предложить им оставлять отпечатки палочкой, рисуя снег, дождь, ягодки рябины. И конечно взрослый приложит к этому процессу свою руку, тоесть нарисуйте на листе бумаге тучку или солнышко, ветку рябины или снеговика — ваш ребенок продолжит с большим усердием создавать красивую картинку.
Рисовать кисточками и красками не менее увлекательно, но и сложнее. Гуашь нужно сначала подготовить — развести водой, налить в отдельные розетки. Даже на этом раннем возрасте для ребенка приучать его к порядку и определенным правилам необходимо. Научите правильно набирать краску на кисточку, а лишнюю каплю снимать о край розетки иначе все пространство возле малыша будет раскрашено и размазано рукавами. И конечно учите промывать кисть после использования каждой краски и в конце работы.
Удачи вам в совместном творчестве!