Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

Формирование коммуникативно-речевых умений дошкольников

Работая в статусе ресурсного центра над проблемой речевого развития, приобщения ребёнка к детской литературе, мы вновь и вновь ищем ответ на вопрос, как возродить традиции семейного чтения, как побудить ребёнка тянуться к книге, научить общаться с ней как с другом, дорожить книгой.

Поиски ответов на эти вопросы позволили нам сделать один очень простой вывод:

Надо взрослому самому любить книгу, УМЕТЬ ЧИТАТЬ её, ХОТЕТЬ передать эту любовь ребёнку.

Книга –это величайшее и ценнейшее произведение искусства. Педагогу и родителю важно уметь чувствовать красоту и богатство слова, мысли, дизайна, творчества художников- иллюстраторов и учить ребёнка видеть это, ощущать. ИМЕННО ОЩУЩАТЬ. Чем больше анализаторов будет задействовано в восприятии книги с первых дней жизни, тем охотнее ребёнок потянется к ней.

Залог успешности приобщения ребёнка к книге –это эмоциональное удовлетворение ребёнка. Особенно в первые годы жизни и в младшем дошкольном возрасте.

Скучная, монотонная речь взрослого, невыразительное чтение не только не привлекут ребёнка, наоборот, отторгнут желание обращаться к книге.

В младшем дошкольном возрасте ребёнка завораживает эмоциональная речь взрослого, умение пользоваться мимикой, пантомимикой, интонационными паузами. Ведь малыши, в первую очередь, воспринимают звучание речи, не задумываясь над содержанием. Получив эмоциональное удовлетворение, ребёнок захочет вновь вернуться к книге, чтобы ещё раз пережить положительные эмоции и насладиться этим.

В общении с детьми более старшего возраста для нас уже важно не только получить эмоциональный отклик ребёнка на восприятие книги, но и желание, и способность понять, осмыслить содержание, выразить своё отношение к героям.

На мой взгляд, одним из значимых вариативных компонентов нашего учебного плана является «Риторика», которая ведётся у нас с детьми 3-7 лет. Рабочая программа   направлена   на организацию работы по обучению детей 3-7 лет речевому общению.   Мы считаем, что   данная программа оказывает существенную помощь семье.   Ведь мы целенаправленно   учим дошкольников видеть в слове не только средство общения, но и орудие, способное влиять на собеседника как положительно, так и негативно; учим бережно относиться к слову, с которым мы обращаемся к собеседнику. Уже с трёх лет в игре «От шёпота до крика» учим детей управлять своим голосом; знакомим с уровнем громкости в конкретной речевой ситуацией и видом общения.  

Занятия риторикой направлены на развитие  устной речи детей, интереса к слову. Мы учим детей на практике умению думать, фантазировать, познавать, развивать коммуникативные возможности обогащать словарь. Упражняемся в произнесении слов с разной силой голоса, тембра. Стремимся воспитывать любовь к слову, развить интерес к нему с помощью игр и игровых упражнений -   «Упрямые слова», «Слова – приятели», «Сложные слова», «Семья слов», «Слова – рифмушки», «Подбери слово».    

С помощью игр формируем слуховое внимание и восприятие детей речевых звуков; развиваем интонационную выразительность речи, голоса;  воспитываем умение слышать друг друга.

Особое внимание и уважение оказываем книге. В процессе занятия «Говорит она беззвучно…» показываем   роль книги в жизни человека,

прививаем любовь к книге, бережное к ней отношение.

С младшего возраста формируем у детей умение различать интонационную окраску голоса в зависимости от ситуации, от конкретного речевого жанра. Объясняем детям суть нерефлексивного слушания, что очень важно при восприятии художественного текста. Большое место в   программе «Риторики» отводим знакомству дошкольников с невербальными (несловесными) средствами общения (мимикой, жестами, телодвижениями).

Продолжать знакомить детей с невербальными средствами общения. Что придаёт выразительность речи детей при драматизации сказок, рассказывании сказки по ролям.

При целенаправленной работе и взаимодействии всех специалистов у наших выпускников   сформированы следующие коммуникативно-речевые умения:

  • Дети умеют оценивать собственное речевое поведение и речевое поведение другого (так говорить можно – так говорить нельзя; так верно выражена мысль – так не верно выражена мысль; так хорошо звучит речь – так плохо звучит речь);
  • Могут ориентироваться в разных ситуациях общения, учитывая к кому обращается говорящий, с какой целью, какие формы речевого этикета будет использовать;
  • владеть своим голосом, понимать, когда нужно говорить громко – тихо, быстро – медленно, с какой интонацией; - внимательно слушать собеседника, адекватно реагируя на речь говорящего; соотносить вербальные и невербальные средства общения.

Работая над проблемой популяризации русского языка, мы продумываем и разрабатываем систему работы с книгой по обогащению всех сторон речи детей. На примере прочитанных книг знакомим детей с многообразием русского языка, учим детей почувствовать, как образуется это многообразие. Начиная с элементарных речевых упражнений, учим и грамматической, и лексической, и морфологической зоркости ребёнка с учётом их возрастных особенностей.

В помощь родителям творческой группой педагогов подготовлена серия методических разработок по работе с книгой «по обучению речевому общению родителей с ребёнком в поликультурной образовательной среде».

Цель таких методических разработок показать родителям как правильно полезно и ценно работать с книгой   с ребёнком   1, 2, 3-5 лет дома, обогащая речь ребёнка, подготавливая его к творческому, вдумчивому восприятию книги.

Опыт общения с родителями показывает, как далеки большинство родителей от методики речевого общения с ребёнком в процессе чтения. Наши родители с удовольствием читают детям книги, но наша задача- научить их это делать, максимально реализуя развивающие возможности книги.