Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

Организация работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

Под детским дорожно-транспортным травматизмом (ДДТТ) понимается совокупность всех дорожно-транспортных происшествий за определенный промежуток времени, в которых погибли или получили ранения различной степени тяжести дети и подростки в возрасте до 16 лет.

Печальная статистика дорожно-транспортных происшествий свидетельствует о ежегодном увеличении количества пострадавших и раненых на дорогах России детей и подростков.

По данным статистики, на территории Тамбовской области наблюдается рост количества дорожно-транспортных происшествий (ДТП) с участием детей. Если в 80-х годах количество таких ДТП не достигало значения 150 происшествий в год, то при существующем росте аварийности к концу текущего десятилетия количество происшествий с участием детей может превысить 250 ДТП в год.

Сравнительный анализ аварийности на территории области показывает, что количество дорожно-транспортных происшествий с участием детей за последние годы увеличилось на 32%.

Основная причина всех несчастных случаев с детьми на дороге заключается в несоблюдении Правил дорожного движения, как водителями транспортных средств, так и детьми. Что касается нарушений со стороны детей, то чаще всего это - переход проезжей части вне установленного для перехода места, переход на запрещающий сигнал светофора, перед близко идущим транспортом, выход на дорогу из-за стоящего транспортного средства, игра на проезжей части или в непосредственной близости от нее, нарушения Правил дорожного движения при управлении велосипедами, мопедами и мотоциклами. Данные нарушения свидетельствуют об отсутствии у детей твердых практических навыков поведения на дорогах и, как следствие, — неумение юных участников дорожного движения ориентироваться в сложной дорожной обстановке.

Следует констатировать, что сегодня во многих российских регионах из-за ослабления внимания к проблеме предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма в целом, а также формального отношения многих образовательных учреждений и общественности к проведению различных мероприятий по безопасности дорожного движения, недостаточной проработки вопросов организационно-методического и материального обеспечения эффективность проведения мероприятий по профилактике дорожно-транспортных происшествий с участием детей находится на недостаточном уровне.

Состояние детского дорожно-транспортного травматизма заставляет постоянно искать новые эффективные пути решения этой проблемы как на федеральном, так и на региональном уровне.

По мнению начальника Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России В.Н.Кирьянова, под профилактикой детского дорожно-транспортного травматизма следует понимать целенаправленную деятельность по своевременному выявлению, предупреждению и устранению причин и условий, способствующих дорожно-транспортным происшествиям, в которых погибают и получают травмы дети. Эта деятельность включает в себя комплекс совместных профилактических мероприятий, проводимых сотрудниками Госавтоинспекции, сотрудниками подразделений по делам несовершеннолетних, заинтересованными лицами федеральных органов исполнитель-ной власти субъектов Российской Федерации, местных органов управления образования, воспитателями и педагогами дошкольных, общеобразовательных учреждений и учреждений системы дополнительного образования, представи-телями средств массовой информации и общественных объединений.

Основными компонентами системы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма являются:

  • органы исполнительной власти (управление ГИБДД и управление образования);
  • образовательные учреждения;
  • учреждения социально-культурной сферы;
  • организации и ведомства, прямо или косвенно причастные к профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Объектами деятельности системы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма являются:

  • участники дорожного движения, в том числе воспитанники и учащиеся образовательных учреждений;
  • образовательные учреждения как объекты для совершенствования их учебно-методической и материально-технической базы;
  • педагоги образовательных учреждений;
  • родители не только как непосредственные участники дорожного движения, но и процесса воспитания детей;
  • средства массовой информации.

Проблема профилактики детского дорожно-транспортного травматизма объединяет и представителей ГИБДД, и систему образования. Каждая структура пытается решить эту проблему своими методами. Однако наиболее эффективным является метод совместного сотрудничества вышеуказанных структур.

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в любом образовательном учреждении - проблема, требующая многоаспектной и все-сторонней педагогической деятельности. В ней актуализируются вопросы вы-бора форм работы с детьми; с родительской общественностью; с общественными организациями и предприятиями, работающими в сфере дорожного движения; с сотрудниками ГИБДД, а также с другими заинтересованными организациями и ведомствами.

Основная цель профилактики детского дорожно-транспортного травматизма — сохранение жизни и здоровья подрастающего поколения, создание условий для обучения детей правилам дорожного движения, что в свою очередь будет способствовать снижению уровня детского дорожно-транспортного травматизма.

Основными направлениями деятельности учреждений образования должны быть:

  • обеспечение непрерывности педагогического процесса, начиная с дошкольного учреждения, где формируются, развиваются, прививаются детям навыки безопасного поведения на улице и дорогах;
  • совершенствование форм и методов профилактики детского дорожно-транспортного травматизма;
  • воспитание законопослушных и дисциплинированных участников дорожного движения.

Начинать реализовывать перечисленные направления деятельности необходимо в дошкольных образовательных учреждениях, где занятия проводит воспитатель, знающий индивидуальные и возрастные особенности каждого ребенка. Правила безопасного поведения в дорожной среде изучаются в процессе специальных обучающих и развивающих занятий, в основе которых должна быть игра: образно-ролевая, сюжетно-ролевая или игра с правилами. Формы проведения занятий выбирает воспитатель. Это могут быть различные упражнения, развивающие двигательные навыки, моторику рук при лепке из пластилина, рисовании, конструировании, изготовлении аппликаций и т.д. Вопросы безопасного поведения в дорожной среде рассматриваются с воспитанниками при чтении книг, стихов, работе с картинками, отгадывании загадок, проведении конкурсов и других мероприятий.