Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между символами (кернинг): Стандартный Средний Большой
Цель: формирование социально-личностной компетентности детей.
Задачи:
Оборудование:
Ход занятия:
1. Вступительная беседа. Дети сидят полукругом на ковре. Воспитатель предлагает детям послушать грамзапись плача. Выслушать мнение о том, какие чувства вызвал плач, почему люди плачут, как мы реагируем на плач. (хочется утешить плачущего, пожалеть, помочь). Воспитатель демонстрирует несколько слайдов презентации с сюжетами наводнений, пожара, войны. Какие мысли и чувства возникли у детей? Почему мы так реагируем? Вывод: потому что в нашем сердце живёт доброта и милосердие, сочувствие к людям, которые попали в беду.
2. Воспитатель показывает детям плюшевого мишку с оторванной лапой и предлагает вспомнить и прочитать стихотворение А. Барто:
«Уронили мишку на пол,
оторвали мишке лапу.
Всё равно его не брошу,
потому что он хороший».
Рассуждения о том, хочется ли детям играть с таким мишкой, почему девочка не бросила свою игрушку, как можно исправить ситуацию.
Вывод: мишка был другом девочки, и она его не бросила, игрушку можно починить, бережно к ней относиться.
3. Воспитатель напоминает детям ещё одно стихотворение А.Барто:
Зайку бросила хозяйка,
под дождём остался зайка.
Со скамейки слезть не смог,
весь до ниточки промок.
Порассуждать о том, как дети оценивают эту ситуацию. Вопрос к детям: Бывают ли в жизни такие ситуации, когда человек, сидящий на скамейке, внезапно попал под дождь и не может быстро встать, убежать, скрыться от дождя. Как вы думаете, почему так может произойти? Воспитатель говорит, что сейчас мы попробуем ответить на это вопрос.
4. Изготовление куколок-оберегов. Воспитатель показывает детям куклу- оберег и рассказывает о том, что с давних времен куклы использовались для игры, в качестве оберегов, но нам они помогут ещё и раскрыть один секрет. Предлагает детям присесть за столы и изготовить куколок из ткани и ниток мулине. Воспитатель объясняет принцип изготовления куклы, вместе с детьми изготавливает свою куклу. На последнем этапе воспитатель предлагает участникам придумать характер и историю своей кукле, основываясь на цвете ткани, ниток, своих впечатлениях. Рассказ воспитателя: вот, например, мой человечек, который я вам уже показывала, появился на свет из ткани ярко-желтого цвета, он такой же жизнерадостный и яркий, самое главное его качество он весёлый, никогда не унывает и любит играть.
Далее дети по мере изготовления рассказывают о своих человечках, последним выступает воспитатель. (он изготавливает куклу с одной ногой) «Мой человечек появился на свет из ниток синего цвета, он инвалид, у него нет одной ноги, он не умеет быстро ходить, бегать. Однажды он сидел на скамейке во дворе и тоже попал под дождь. Но мимо проезжал на велосипеде взрослый мальчик Витя. Витя посадил его на велосипед и быстро довёз до подъезда, и они вместе спрятались от дождя. С тех пор мальчики подружились». Почему Витя помог этому ребёнку? (Он умеет сочувствовать людям). Спрашиваю детей, знают ли они, что такое сочувствовать? Выслушиваем ответы детей и делаем вывод: сочувствовать – значит чувствовать, как другому человеку больно, грустно, плохо, радостно, делать добрые дела для тех, кто в этом нуждается.
5. Знакомство с людьми с ограниченными возможностями здоровья и их помощниками.
Воспитатель предлагает детям посмотреть слайды с фотографиями людей с ограниченными возможностями здоровья:
«Ребята, в жизни так бывает, что с некоторыми людьми случаются несчастья и им нужно сочувствие, понимание. Посмотрите на картинки на экране монитора и скажите, испытывают ли эти люди в жизни какие-нибудь трудности? Какие?» (незрячие, глухие, не могут ходить).
Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки с изображением предметов- помощников людей – инвалидов. Предлагает детям рассказать, как эти предметы помогают людям (инвалидная коляска, трость, очки, слуховой аппарат). Предлагает подумать, почему среди них фотография собаки. ( это специально обученные собаки-поводыри для незрячих людей).
6. «Равные среди равных». Воспитатель показывает детям несколько фотографий детей –инвалидов, подчёркивает, что несмотря на то, что это дети – инвалиды, они такие же как вы, и могут даже ходить в нашу группу. Предлагает детям научиться правильно вести себя по отношению к таким детям, чтобы не обидеть. Воспитатель знакомит детей с правилами общения с инвалидами.
Надо ли пристально смотреть на них и показывать пальцем? Можно ли смеяться над такими людьми? Почему? Как можно назвать тех, кто смеется над ними? (жестокими, безжалостными, бесчувственными).
Итог занятия. Дети мы сегодня попробовали с вами почувствовать, как трудно людям – инвалидам, побеседовали о том, как вы, дети можете общаться с такими людьми. Что вам особенно запомнилось, какие советы вы дали бы своим друзьям? Я верю, если вам встретиться в жизни человек –инвалид, вы сможете подружиться с ним и помочь. На следующих занятиях мы поближе познакомимся с особенностями таких людей, подумаем, как мы могли бы с ними подружиться, общаться, если бы такие дети пришли к нам в группу.