^Наверх
foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Сведения об образовательной организации

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Проект «Моделирование системы формирования социально-личностной компетентности дошкольника как условия успешности его социализации в обществе»

Проблема социально-личностного развития - развитие ребёнка во взаимодействии с окружающим его миром - становится особо актуальной на современном этапе.

Разработка модели социально- личностного развития детей осуществляется в рамках реализации экспериментальной деятельности МБДОУ по проблеме «Детский сад- открытая система».

Нашему современному обществу нужны активные личности, способные жить в правовом демократическом государстве, умеющие вести диалог, способные договариваться, а также люди с высокими нравственными качествами, способные к самовоспитанию, самопознанию, самосовершенствованию.

Необходимость выделения нравственной и духовной составляющей в качестве приоритетной из общего современного программного поля социального воспитания детей соответствует стратегии и тактике модернизации российского образования.

Данный факт находит своё отражение в основных федеральных документах, определяющих деятельность органов управления и учреждений образования. Так статья 12 Закона "Об образовании в РФ" определяет, что содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, обеспечивать развитие личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно – нравственными и социокультурными ценностями.

Концепция модернизации российского образования подчеркивает: "Важнейшие задачи воспитания - формирование духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе".

Дошкольный возраст – это период когда закладываются основные структуры личности, период пробуждения у ребенка своей сопричастности к миру, желания совершать добрые дела и поступки.

ФГОС к структуре образовательной программы выделяют несколько направлений, среди которых важное место отводится социально-личностному развитию ребёнка. Так содержание «Социально-коммуникативного» направления направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, развитие социального и эмоционального интеллекта, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых в детском саду.

В современном обществе мы не имеем права оставить без внимания ещё одну область деятельности - "Безопасность", направленную на достижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности ребёнка.

Как образовательный результат реализации образовательной программы являются целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования сформированность интегративных качеств дошкольника, где красной нитью проходят качества, определяющие коммуникативную и социальную компетентность ребёнка:

выпускник детского сада имеет представление о себе, о семье, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире;

способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения.

Таким образом, являясь приоритетным, социально-личностное развитие детей выводится сегодня в ранг стратегических направлений обновления российского образования, в том числе дошкольного, и непосредственно связано не только с педагогикой, но и психологией, изучающей влияние социальной среды на развитие личности ребёнка.

При разработке модели социально – личностного развития ребёнка мы пришли к выводу о необходимости создания программы работы с детьми, используя и перерабатывая тот огромный потенциал в области социально-нравственного воспитания, который накоплен отечественной дошкольной педагогикой.

При создании модели открытого развивающего пространства формирования социальной компетентности мы столкнулись с рядом проблем.

  • многими авторами в различных вариативных программах проблема социально-коммуникативного развития ребёнка представлена по-разному.
  • Не конкретизировано содержание работы по разделам: социальное, нравственное, личностное развитие ребенка.
  • Не выделена нравственная составляющая в качестве приоритетной из общего современного программного поля социального воспитания детей

Новизна нашего работы заключается в попытке обобщить, переработать имеющиеся наработки по этико-социальному и правовому, нравственному развитию детей дошкольного возраста, создать адаптивную модель программы, предусматривающей:

  • познание ребенком себя,
  • развитие социальных навыков,
  • развитие представлений о сообществах людей,
  • о нормах, традициях, правилах в жизни ребенка-дошкольника.

Дать детям первичные адекватные представления о детях и людях с ограниченными возможностями здоровья, особенностях их жизнедеятельности, о национальной принадлежности детей, своеобразии культурных традиций каждого народа и необходимости уважения их культуры.

В процессе исследовательской деятельности мы хотим структурировать материал таким образом, что обеспечивает системность, последовательность, четкость изучения предполагаемого материала на практических ситуациях, на основе опыта ребенка, предусматривая его непосредственное участие в образовательном процессе. Ребенку не даются готовые ответы, воспитатель создает условия для нахождения ответа самим ребенком, что обеспечивает личностно-ориентированный подход к изучаемой проблеме. Это является основой для дальнейшего воспитания активной гражданской позиции.

Ключевой идеей нашего проекта является не морализирование, а разъяснение детям в доступной форме с помощью разнообразных методов и приемов, а также социокультурной анимации сущности:

  • содержания и значения этических норм, эмоций и чувств,
  • связей и зависимостей взаимоотношений людей,
  • причин и следствий того или иного действия, поступка,
  • красоты, гармонии и эстетики добрых дел.

Мы предположили, что создание естественных условий для самореализации, развития ребенка как личности, предусматривая тот мини-макси социальных, этико - правовых норм, которые должен освоить каждый ребенок, опираясь на собственный опыт, является одним из способов оптимизации и гуманизации образовательной работы по формированию социально – коммуникативной компетентности.

Целью нашего проекта является: формирование начал одной из важнейших ключевых компетентностей дошкольников - социально-коммуникативной, формирование нравственных чувств и эмоций, нравственного сознания, нравственно-ценностного поведения.

Задачи

  • создание развивающей среды, стимулирующей и обеспечивающей активность ребенка, его социализацию, реализацию им своих интересов и потребностей.
  • обеспечение прав ребенка на самостоятельный выбор вида и содержания деятельности, партнерства и места для работы, оценки результата деятельности и способов использования результатов;
  • реализация роли воспитателя как ресурсной личности, который ведет воспитанника, но не подталкивает его, предлагает способы поведения, познания, но не побуждает копировать их, является диагностом достижений, перспектив ребенка и его проблем, работает как с отдельными детьми, так и с подгруппами и группой в целом.

Мы предполагаем, что в результате реализации нашего проекта мы сумеем выстроить систему работу с детьми по формированию социально – личностной компетентности каждого ребёнка.

Результатом практической реализации нашего проекта станет:

  • Развитие общего уровня культуры детей, умения управлять своим физическим и эмоциональным состоянием, повышение уровня самооценки, уверенности в своих возможностях.
  • Умение ребёнка жить среди людей, общаться с ними, ориентируясь на нормы поведения.
  • Развитие интереса и уважения к личности ребенка со стороны родителей.

Наш проект рассчитан на три года: 2012-2015г.г.

1. На первом этапе реализации проекта нами проведён

  • отбор диагностического инструментария для детей дошкольного возраста по изучению уровня сформированности целевых ориентиров- социально-личностной компетентности детей с целью проектирования их дальнейшего развития
  • подбор программно – методического содержания социально-личностного развития
  • обогащение содержательного аспекта вопросами правового воспитания дошкольников, направленных на осознание ребенком своих прав и обязанностей.
  • обеспечение интеграции процессов нравственного, социального и личностного развития ребенка, сохраняя специфику каждого из них.
  • обеспечение интеграции разделов литературного образования дошкольников и социально-личного развития ребенка.
  • разработка и моделирование воспитательных ситуаций морального выбора для формирования начального нравственного сознания.

За год работы нами проведено структурирование содержания проекта по четырем разделам: «Я сам, я могу», «Сообщества», «Социальные навыки- «Нормы, правила, традиции», «Мои эмоции».

Раздел 1. Я сам, я могу. Занятия, предусмотренные в этом разделе, позволят ребенку осознать свою индивидуальность, свое отличие как человека от мира животных, назначение своих органов, умение беречь себя, осознавать свои действия, поступки.

Раздел 2. «Сообщества»– предполагает ознакомление детей от общего к частному с понятием сообществ: мир, планета Земля, наша родина – Россия, город, семья, я – человек.

Раздел 3. Социальные навыки. Нормы. Традиции. Правила – предполагает дать детям представления о правилах в жизни человека, в том числе ребенка, правилах игры, поведения на улице, общественных местах. Тем самым подвести к пониманию законности в обществе взрослых людей.

Раздел 4. Мои эмоции. Работа в данном направлении позволит научить детей управлять своим настроением, разрешать споры и конфликты, учит правильному поведению детей в ситуациях невиновности и тогда, когда ребенку нужна защита, учит делать добро.

Мы изучили возможность социально - личностного развития детей в нерегламентированной деятельности, определив следующие формы работы:

  • разыгрывание воспитательных ситуаций, предложенных С.Г. Якобсон, например, «Волшебная труба».
  • беседы о достижениях детей,
  • организация межвозрастного общения на основании коллективных дел:
  • психологические игры

Например:

  • «В лесу родилась елочка» по изготовлению и вручению елочных украшений (из папье–маше).
  • Праздничный концерт «Цветик-семицветик»,
  • «Веселые пальчики», где дети подготовительной группы с успехом демонстрируют малышам множество пальчиковых игр,
  • «Скорая помощь умелых рук»: «скорая помощь» - по ремонту книг, по ремонту и мытью игрушек, зеленый патруль – помощь в мытье комнатных растений.
  • психологические игры: «Лесенка вежливости», «Чувство, которое живет в твоем сердце».

Авторы Программы Детский сад-2100

  • Выставки
  • Презентации
  • Игровые проекты
  • События
  • Благотворительные акции
  • Ситуации
  • Упражнения

В процессе реализации нашего проекта нам предстоит отработать содержание, структуру каждого занятия с детьми, обеспечив участие каждого ребёнка, обращение к личному опыту детей, затрагивая детские эмоции и чувства.

Перспектива реализации проекта:

Сборник материалов по формированию социально – личностной компетентности, в который войдут:

  • рабочие программы по воспитанию нравственно-этических представлений, формированию активной гражданской позиции дошкольника 3-7 лет.
  • конспекты занятий, методические рекомендации воспитателям, родителям по социально-личностному развитию детей дошкольного возраста.
Шаблоны Joomla 3 здесь: http://www.joomla3x.ru/joomla3-templates.html

Актуально

Полезные ссылки

Запись в садик

Тамбов 2016  Детский сад "Жемчужинка"