^Наверх
foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Сведения об образовательной организации

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Пакет рекомендаций для родителей «Подготовительная работа по формированию правильного звукопроизношения у детей»

1.Как организовать занятия дома

Основная трудность для родителей – нежелание ребенка заниматься. Чтобы преодолеть это, необходимо заинтересовать малыша. Все занятия нужно строиться по правилам игры!

Можно «отправиться в путешествие» в Сказочное Королевство или в гости к Незнайке. Плюшевый мишка или кукла тоже могут «побеседовать» с малышом [5].

Домашние задания учителя-логопеда направлены на повторение и закрепление изученного.

Прежде чем заниматься с ребёнком, взрослому необходимо прочитать все задания. Выбрать на данный момент те игры и упражнения, которые вызывают у ребенка интерес. Постепенно переходить к тем заданиям, которые менее привлекательны для малыша. Этот прием поможет поддерживать интерес ребёнка к выполнению упражнений. Практические задания за ребёнка не делать, а только помогать в случаях, если он не справляется с заданием, добиваясь положительного результата.

Для логопедических занятий дома у ребёнка должно быть выделено место: удобный стол, стул, настольное зеркало на подставке (не слишком маленькое), перед занятием вымойте руки себе и ребёнку, при необходимости используйте салфетку или носовой платок.

Занятия проводить ежедневно в течение 15-25 минут (в зависимости от возраста ребёнка и его самочувствия), из них: артикуляционная и дыхательная гимнастики -7-9 минут, пальчиковая - 3 - 5 минут, остальное время на задания по развитию речи.

При выполнении заданий исключить: насмешки, грубый тон, окрики, торопливость. Будьте последовательны, тактичны, настойчивы. Не идите на поводу у ребёнка: «хочу» - «не хочу», а «НАДО».

Подбадривайте своего малыша, внушайте уверенность, что ребёнок обязательно научится говорить четко, ясно, грамотно и занятия будут интересны и продуктивны!

Не переживайте! Ваши старания не пройдут даром, и результат занятий обязательно проявится.

2.Развиваем речевое дыхание [4]

Развитие речевого дыхания — один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия на дошкольников с речевыми нарушениями.

Различают три способа дыхания:

  • верхнее дыхание (ключичное);
  • среднее дыхание (грудное и реберное, или межреберное);
  • нижнее дыхание (брюшное, или глубокое, или диафрагмальное).

Установлено, что наиболее правильным, удобным для речи является диафрагмальное, или еще его называют диафрагмально-реберное, дыхание, когда вдох и выдох совершаются при участии диафрагмы и межреберных мышц.

Рекомендации по выполнению дыхательной гимнастики:

  • проводить дыхательные упражнения в хорошо проветренном помещении или при открытой форточке;
  • коррекционно-развивающую деятельность проводить до еды;
  • заниматься в свободной, не стесняющей движения одежде;
  • воздух необходимо набирать через нос, плечи не поднимать;
  • выдох должен быть длительным, плавным;
  • необходимо следить, чтобы не надувались щеки (на начальном этапе можно прижимать их ладонями);
  • в процессе речевого дыхания не напрягать мышцы в области шеи, рук, груди, живота;
  • дыхательные упражнения можно выполнять как в положении сидя, так и стоя ‒ достаточно трех-пяти повторений.

Работа над коротким вдохом и длительным речевым выдохом начинаем с упражнений, направленных на координацию ротового и носового дыхания (обучение детей умению дифференцировать вдох и выдох через нос и рот (по схеме), сидя, стоя рука на животике):

Вдох и выдох носом.

  • Вдох носом – выдох ртом (если выдох совершается через рот и нос одновременно, нужно зажать нос пальцами).
  • Вдох ртом – выдох носом.

Вдох и выдох ртом.

  • Упражнение «Хомячок» - пошмыгать носом, рот закрыт.
  • Упражнение «Собачке жарко» - частые вдохи-выдохи ртом. При выполнении этих упражнений необходимо контролировать ладонью движения стенки живота.

Воспитанию активного выдоха способствуют следующие упражнения:

  • Надувать резиновые игрушки и шарики.
  • Играть на губных инструментах.
  • Пускать мыльные пузыри.
  • Упражнение «Лодочка» - дуть на лодочку из пенопласта.
  • Упражнение «Футбол» - дуть через соломинку на горошину, приводя ее в движение.
  • Упражнение «Буря в стакане» - через соломинку дуть в стакан с водой.

При выполнении этих упражнений необходимо следить, чтобы выдох был полным, длительным, то есть не прерывался для небольшого вдоха.

Для развития углубленного вдоха детям предлагается:

«Понюхать цветок»

Узнать по запаху фрукт или овощ с закрытыми глазами

Во время этих упражнений необходимо следить, чтобы голова была приподнята, шея выпрямлена, плечи не поднимались

Формирование целенаправленной воздушной струи. Эти упражнения не только развивают направленную воздушную струю, но и укрепляют мышцы языка, что очень важно при постановке звуков:

  • Упражнение «Фокус» - сдувать ватку с носа. Язык в форме чашечки, дуть вверх, сдувая ватку с носа.
  • Упражнение «Загнать мяч в ворота»:
    • плавный выдох через губы трубочкой;
    • плавный выдох, держа губы в улыбке;
    • плавный выдох, удерживая язык лопаточкой;
    • выдох толчками, удерживая язык лопаточкой.

Для развития дыхания ребенка используются дыхательные игры:

  • сдувать снежинки, бумажки, пушинки со стола, с руки;
  • дуть на легкие шарики, карандаши, свечи, на плавающих в тазу уточек, корабликов, на всевозможные вертушки;
  • надувать надувные игрушки, воздушные шары, пускать мыльные пузыри;
  • поддувать вверх пушинку.

Формирование диафрагмального дыхания.

Очень важное упражнение для развития диафрагмального дыхания «Покачай игрушку на своем животике»

Инструкция: «Представьте, что живот – это воздушный шарик. Заполняем его воздухом через нос, живот выпячивается. Выпускаем воздух медленно и долго через нос, живот втягиваем».

При выполнении этого упражнения левая рука лежит на животе, правая – на груди. Живот надувается, а грудная клетка и плечи не поднимаются.

Диафрагмальное дыхание, то есть дыхание животом, - самое правильное и самое полезное. Попробуйте подышать с ребенком дома, лежа на спине – для лучшего расслабления. На живот можно положить игрушку и наблюдать, как она качается по «волнам». Упражняясь 5-10 минут с перерывами по 1 минуте каждый день, вы заметите, что ребенок быстрее засыпает, становится спокойнее. Это упражнение полезно не только детям с нарушениями речи, но и взрослым людям, испытывающим физические нагрузки, стресс, напряжение, часто болеющим простудными заболеваниями.

3. Как проводить артикуляционную гимнастику

Артикуляционная гимнастика — это специальные упражнение, направленные на развитие мышц речевого аппарата. Она укрепляет речевые мышцы и готовит базу для чистого звукопроизношения [3].

Цель артикуляционной гимнастики — выработать полноценные движения и правильные положения органов речевого аппарата, необходимые для произнесения звуков.

Артикуляционные упражнения бывают:

  • беззвучные;
  • с участием голоса; 
  • статические, направленные на выработку правильной вокальной позиции;
  • динамические, направленные на правильное выполнение движений.

Для того чтобы артикуляционные упражнения принесли пользу, нужно соблюдать следующие условия:

  • Регулярность.

Артикуляционная гимнастика — это системный процесс. Навык закрепится только при условии ежедневного повторения упражнения. Два занятия от трех до пяти минут будет достаточно для одного дня. 

Для одного захода хватит двух-трех упражнений, каждое из которых нужно повторять пять-шесть раз. 

  • Правильная техника.

Артикуляционную гимнастику дети выполняют перед зеркалом, чтобы видеть, что делает язык, как правильно складывать губы. Необходимо контролировать качество выполнения упражнений. Это тот случай, когда количество не равно качество. Лучше сделать меньше повторений, но с правильной техникой. Некоторые упражнения не будут получаться сразу — это нормально. Если быть терпеливым и спокойным, в скором времени все получится. 

  • Верное положение тела.

Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Задействуются только необходимые для работы мышцы. Шейно-плечевой отдел остается свободным и расслабленным.

  • Постепенность.

Нагрузка на артикуляционный аппарат увеличивается последовательно. В начале занятий упражнения всегда выполняются медленно. 

  • Понимание теории.

Ребенок не сделает правильно упражнение, если не поймет физиологию процесса. Поэтому перед практикой нужно поговорить о теории: как называются артикуляционные органы и какую функцию выполняет каждый из них.

  • Игровая форма.

Если проводить гимнастику в игровой форме, процесс будет ассоциироваться у ребенка с положительными эмоциями, и он будет выполнять упражнения непринужденно и естественно.

 

4. Комплекс артикуляционной гимнастики (основной) [3]

  •  «Заборчик». Губы в улыбке. Верхние и нижние зубы сомкнуты. видны все зубы.
  • «Дудочка». Верхние и нижние зубы сомкнуты. Губы вытянуты вперёд (упражнения чередуются 5-7 раз).
  • «Окошечко». открыто – закрыто (5-7 раз).Рот открыть. Губы в улыбке, чтобы были видны все зубы. Язык спокойно лежит за нижними зубами. Открывать и закрывать рот, держа губы в улыбке, чтобы были видны все зубы.
  • «Блинчики», «Замесим тесто». Губы в улыбке, чтобы были видны все зубы. Покусывая язык зубами, продвигаем его вперёд-назад.
  • «Испечём блинчики» (сразу после «Замесим тесто»). Язык широкий лежит на нижней губе, шлёпая губами по языку, произносим «пя-пя-пя…». Затем открываем рот, широкий, расслабленный язык удержать неподвижно на нижней губе под счёт взрослого (постепенно увеличивая счёт от 1 до 10).
  • «Чашечка». Рот открыт. Губы в улыбке, чтобы были видны все зубы. Передние и боковые края языка подняты в виде чашечки. Нижняя челюсть неподвижна удерживать язык под счёт от 1 до 10 ).
  • «Иголочка». Рот открыт. Губы в улыбке, чтобы были видны все зубы. Язык вытянуть вперёд и сделать его узким, язык удержать неподвижно. Нижняя челюсть неподвижна (удерживать язык под счёт от 1 до 10 ).
  • «Змейка». Рот открыт. Губы в улыбке, чтобы были видны все зубы. Язык вытянуть вперёд и сделать его узким, потом язык убрать в глубину рта – язык становится широким, рот при этом не закрывать. Нижняя челюсть неподвижна (постепенно увеличивая счёт от 1 до 10)
  • «Качели». Рот открыт. Губы в улыбке, чтобы были видны все зубы. Кончик языка поднимается за верхние зубы на «бугорки» (альвеолы), затем отпускается вниз за нижние зубы. Выполнять по команде – «вверх-вниз». Нижняя челюсть неподвижна (постепенно увеличивая счёт от 1 до 10).
  • «Часики». Рот открыт. Губы в улыбке, чтобы были видны все зубы. Язык тянем то влево к щеке, то вправо. Выполнять по команде – «вправо-влево». Нижняя челюсть неподвижна. (постепенно увеличивая счёт от 1 до 10)
  • «Лошадка». Губы в улыбке, чтобы были видны все зубы. Рот широко открывая, щёлкать языком, присасывая его к нёбу, медленно и сильно

5. Комплекс артикуляционной гимнастики для свистящих звуков [3]

  • «Заборчик». Губы в улыбке, видны все зубы. Верхние и нижние зубы сомкнуты.
  • «Дудочка». Верхние и нижние зубы сомкнуты. Губы вытянуты вперёд. (упражнения чередуются 5-7 раз)
  • «Почистим нижние зубы». Рот открыт. Губы в улыбке, чтобы были видны все зубы. Кончиком языка поглаживаем нижние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо - влево. Нижняя челюсть неподвижна. (5-7 раз)
  • «Блинчики» «Замесим тесто». Губы в улыбке, чтобы были видны все зубы. Покусывая язык зубами, продвигаем его вперёд-назад. (5-7 раз)
  • «Испечём блинчики» (сразу после «Замесим тесто»). Язык широкий лежит на нижней губе, шлёпая губами по языку, произносим «пя-пя-пя…». Затем открываем рот, широкий, расслабленный язык удержать неподвижно на нижней губе под счёт взрослого. (постепенно увеличивая счёт от 1 до 10)
  • «Остудим блинчик» Губы в улыбке. Подуть на широкий, расслабленный язык, лежащий на нижней губе. Воздух должен идти по середине языка и быть холодным. Щёки не должны надуваться. Указательным пальцем контролируем направление воздушной струйки.
  • «Горка» или «Киска сердится» Рот открыт. Губы в улыбке, чтобы были видны все зубы. Кончиком языка упереться в нижние зубы. Спинка языка касается альвеол (удерживать язык под счёт от 1 до 10).
  • «Ветерок дует с горки» Плавно и спокойно подуть по середине языка, воздух должен быть холодным. Указательным пальцем контролируем направление воздушной струйки.
  • «Желобок». Высунуть широкий язык из полости рта. Боковые края языка загнуть вверх, свернув язык в трубочку ровно по середине. Плавно подуть. (удерживать язык под счёт от 1 до 7 3-4 раза)
  • «Футбол» Задуваем ватный шарик, карандаш или другой мелкий предмет, лежащий на столе, между двумя предметами (воротами). Щёки не должны надуваться. 

6. Комплекс артикуляционной гимнастики для шипящих звуков [3]

  • «Заборчик». Губы в улыбке. Верхние и нижние зубы сомкну, видны все зубы.
  • «Баранка» Верхние и нижние зубы сомкнуты. Не разжимная зубы, округлить губы (верхние и нижние зубы видны). (упражнения чередуются 5-7 раз)
  • «Блинчики», «Замесим тесто» (5-7 раз) Губы в улыбке. Покусывая кончик языка зубами, продвигаем его вперёд-назад.
  • «Испечём блинчики» (сразу после «Замесим тесто»). Широкий язык лежит на нижней губе, произносим «пя-пя-пя…». Затем открыть рот – при этом широкий, расслабленный язык удержать неподвижно на нижней губе под счёт взрослого (постепенно увеличивая счёт от 1 до 10).
  • «Остудим блинчик». Губы в улыбке. Подуть на широкий, расслабленный язык, лежащий на нижней губе. Воздух должен идти по середине языка и быть холодным. Щёки не должны надуваться. Указательным пальцем контролируем направление воздушной струйки.
  • «Почистим верхние зубы» (5-7 раз). Рот открыт. Губы в улыбке, чтобы были видны все зубы. Кончиком языка поглаживаем верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо-влево. Нижняя челюсть неподвижна.
  • «Чашечка». Рот открыт. Губы в улыбке, чтобы были видны все зубы. Передние и боковые края языка подняты в виде чашечки (удерживать язык под счёт от 1 до 10 )
  • «Вкусное варенье» (5-7 раз). Рот открыт. Верхняя губа закрывает («обнимает») верхние зубы. Широким языком облизнуть верхнюю губу, делая движение сверху-вниз, убрать язык в глубь рта. Нижняя челюсть неподвижна.
  • «Лошадка». Губы в улыбке, чтобы были видны все зубы. Рот широко открывая,щёлкать языком, присасывая его к нёбу, медленно и сильно.
  • «Фокус». На кончик носа положить кусочек ваты. Рот открыт. Верхняя губа закрывает («обнимает») верхние зубы. Язык «чашечкой» выдвинуть вперёд и поднять к верхней губе, подуть на кончик носа, где лежит вата – она должна полететь вверх.

7. Комплекс артикуляционной гимнастики для звуков Л, Л´ [3]

  • «Блинчики», «Замесим тесто» (5-7 раз) Губы в улыбке. Покусывая кончик языка зубами, продвигаем его вперёд-назад.
  • «Испечём блинчики» (сразу после «Замесим тесто»). Язык широкий лежит на нижней губе, шлёпая губами по языку, произносим «пя-пя-пя…». Затем сделать губами улыбку, а широкий, расслабленный язык удержать неподвижно на нижней губе под счёт взрослого. (постепенно увеличивая счёт от 1 до 10.)
  • «Остудим блинчик». Губы в улыбке. Подуть на широкий, расслабленный язык, лежащий на нижней губе. Воздух должен идти по середине языка и быть холодным. Щёки не должны надуваться. Указательным пальцем контролируем направление воздушной струйки.
  • «Вкусное варенье» (5-7 раз). Рот открыт. Верхняя губа закрывает («обнимает») верхние зубы, нижние зубы видны. Широким языком облизнуть верхнюю губу, делая движение сверху-вниз, убрать язык вглубь рта. Нижняя челюсть неподвижна.
  • «Индюк». Рот открыт. Верхняя губа закрывает («обнимает») верхние зубы, нижние зубы видны. Кончиком широкого языка проводить по верхней губе вперёд-назад, не отрывая языка, при этом произносить: «Бл-бл-бл…». Нижняя челюсть неподвижна.
  • «Лошадка». Губы в улыбке, чтобы были видны все зубы. Рот широко открывая, щёлкать языком, присасывая его к нёбу, медленно и сильно.
  • «Качели». Рот открыт. Губы в улыбке, чтобы были видны все зубы. Кончик языка поднимается за верхние зубы на «бугорки» (альвеолы), затем отпускается вниз за нижние зубы. Нижняя челюсть неподвижна.
  • «Пароход гудит». Рот открыт. Губы в улыбке, чтобы были видны все зубы. С напряжением произносить звук долго – Ы-Ы-Ы-Ы-Ы.
  • «Поймай мышку». Губы в улыбке, чтобы были видны все зубы. Широкий язык положить на нижние зубы и прикусить («поймай мышку за хвостик»). Удержать неподвижно под счёт взрослого. (постепенно увеличивая счёт от 1 до 10)
  • «Поймай звук [Л]» (аналогично «Поймай мышку»). Губы в улыбке, чтобы были видны все зубы. Широкий язык положить на нижние зубы и прикусить («поймай мышку за хвостик»). Произносить длительно звук «ы-ы-ы…», упираясь языком в зубы = получится звук [Л]. Указательным пальцем контролируем направление воздушной струйки по бокам рта.

8. Комплекс артикуляционной гимнастики для звуков Р, Р´ [3]

  • «Лошадка». Губы в улыбке, чтобы были видны все зубы. Рот широко открывая, щёлкать языком, присасывая его к нёбу, медленно и сильно.
  • «Грибок». Рот открыт. Губы в улыбке, видны все зубы! Широкий язык присосать к нёбу (удерживать язык под счёт от 1 до 7 3-4 раза).
  • «Открой – закрой ракушку» (5-7 раз). Рот открыт. Губы в улыбке, видны все зубы. Широкий язык присосать к нёбу («грибок»). Не отрывая языка, соединяем верхние и нижние резцы (видны все зубы), затем раскрываем – растягивая подъязычную связку.
  • «Маляр». Рот открыт. Губы в улыбке, видны все зубы. Кончиком широкого языка гладим нёбо от зубов к горлу, не отрывая его от нёба. Нижняя челюсть неподвижна.
  • «Утюжок». Рот открыт. Губы в улыбке, видны все зубы. Кончиком широкого языка («грибок») поглаживаем «бугорки» (альвеолы) за верхними зубами вперёд – назад (не отрывая язык от нёба). Нижняя челюсть неподвижна.
  • «Язык силач». Рот открыт. Губы в улыбке, видны все зубы. Зубочистку приложить к верхней губе и удерживать её широким языком (удерживать язык под счёт от 1 до 10 ).
  • «Барабан». Рот открыт. Губы в улыбке, видны все зубы. Кончиком широкого языка (от упражнения «грибок») с силой ударяем в «бугорки» (альвеолы) за верхними зубами, произнося при этом звук: «д-д-д-д-д», боковые края языка сильно прижимаем к коренным зубам.
  • «Вжик дразнится». Губы в улыбке, видны все зубы. Широкий распластанный язык поднять к альвеолам за верхними зубами и сильно подуть с голосом, чтобы получился утрированный звук [ДЖЖЖЖЖ]. Боковые края языка сильно прижимаем к альвеолам и коренным зубам.
  •  «Барабан» + «Вжик дразнится» (выполняются вместе для получения длительного звука РРРРРРРР).

Список использованных источников

  1. Гуськова А. А. Развитие речевого дыхания детей 3–7 лет. — М.: ТЦ Сфера, 2011.
  2. Пожиленко, Е.А. Артикуляционная гимнастика: методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. - М.: Каро, 2009.
  3. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. –– М.: Просвещение, 1989.
  4. Щетинин М. Н. Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой.-М.: Метафора, 2007.
  5. https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2015/04/14/rekomendatsii-dlya-roditeley-kak-organizovat-logopedicheskie
Шаблоны Joomla 3 здесь: http://www.joomla3x.ru/joomla3-templates.html

Актуально

Полезные ссылки

Запись в садик

Тамбов 2016  Детский сад "Жемчужинка"