К трем годам резко возрастает стремление к самостоятельности и независимости от взрослого и соответственно изменяется поведение ребенка. Так возникает кризис трех лет. Признаки кризиса могут начать проявляться в разное время и с разной интенсивностью. В поведении одних детей они возникают уже в возрасте полутора лет, у других «волевое противостояние» с родителями отодвигается к четырем годам. Тем не менее через кризис в том или ином виде проходят все дети.
Признаки кризиса трех лет
- Негативизм. Это не просто непослушание или нежелание выполнять просьбы взрослого, а стремление все делать наоборот, вопреки требованиям старших. Т.е., ребенок не делает что-то только потому, что его об этом попросили.
- Упрямство. Ребенок настаивает на своем не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он этого потребовал.
- Строптивость. Протест ребенка направлен не против конкретного взрослого, а против образа жизни. Ребенок начинает отрицать все, что что он спокойно делал раньше: не хочет идти с мамой за ручку, чистить зубы, есть суп и т.д.
- Своеволие. Ребенок все хочет делать сам, отказывается от помощи взрослых и добивается самостоятельности там, где еще мало что умеет.
- Бунт, протест. Ребенок как будто находится в состоянии жесткого конфликта с окружающими людьми, постоянно ссорится с ними, «специально выводит».
- Обесценивание. Ребенок вдруг резко меняет отношение к своим игрушкам, ломает их, отказывается играть с ними; может начать дразнить, ругаться и обзывать родителей словами, которых раньше никогда не употреблял.
- Деспотизм. Вся семья должна удовлетворять любое желание ребенка, в противном случае взрослых ждут истерические приступы. Если в семье несколько детей, этот симптом проявляется в ревности или в агрессивности к младшему ребенку, в требованиях постоянного внимания к себе.
Что происходит с ребенком?
- Ребенок психологически отделяется от близких взрослых, противопоставляется им во всем. Осознает, что может влиять на людей, знает, что хочет и не хочет.
- Чувствует себя большим и требует соответствующего отношения к себе от взрослых. Наша задача постараться максимально реализовать потребности ребенка.
Рекомендации родителям:
- Постарайтесь сменить тактику и стратегию общения с ребенком. Не делайте за него то, что он может сам. Ребенок должен самоутвердиться.
- Используйте «эффект презентации»: делайте действие на уровне глаз ребенка, например, застегивайте молнию на своей куртке, присев на уровень ребенка; наливайте молоко на маленьком столике, сказав слово «стоп» при приближении к краю бокала. В будущем ребенок будет это делать самостоятельно.
- Не заставляйте ребенка что-то сделать, а попросите о помощи. Например, Ваня, можешь дать мне ручку, чтобы я не упала, смотри как там скользко.
- Предоставьте ребенку свободу выбора, используя метод «иллюзия выбора». Например, «Катя, ты сегодня наденешь розовое платье или желтое?»
- Попробуйте переключить внимание. Например, «Ой, смотри кто полетел? А что это у нее в клюве?». Хорошо, если у вас в запасе будет много таких способов.
- Заранее определите со всеми родными стратегию поведения, используя технику «Светофор». Т.е. «красный цвет» - строгий запрет, который никогда нельзя нарушать (например, нельзя отпускать руку, когда переходишь дорогу), «желтый цвет» - запрет, который иногда можно нарушить (например, ложимся спать всегда в 21.00, но в выходной день (или когда приходят гости) можно лечь в 22.00), «зеленый цвет» - что можно делать (играть, лепить и т.д.). И главное не забывайте соблюдать единство требований всех взрослых в подходе к ребенку.
- Используйте фантазию и юмор. Например, когда ребенок будет проявлять упрямство, поиграйте с ним в игру «Наоборот»: я тебе скажу –не ешь суп, а ты будешь меня не слушаться.
- Играйте с ребенком. Игра – отличный способ, позволяющая ребенку опробовать свои силы, приобрести необходимые навыки и увидеть границы своих возможностей.
Список использованной литературы:
- Ивлева И.А., Млодик И.Ю., Сафуанова О.В. Консультирование родителей в детском саду. Генезис, 2017 г.
- Смирнова Е.О. Детская психология: учебник для студентов высш.пед.учеб. заведений. М.: Владос, 2008.