^Наверх
foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Сведения об образовательной организации

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Критерии психологической готовности к школе

Психологическая готовность ребенка к школьному обучению – один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства.

Поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка, переход к новому образу жизни и условиям деятельности, новому положению в обществе, новым взаимоотношениям со взрослыми и сверстниками.

Выделяют следующие компоненты психологической готовности к школе: интеллектуальная, личностная (мотивационная), эмоционально-волевая.

Интеллектуальная готовность связана с развитием мыслительных процессов: способностью обобщать, сравнивать предметы, классифицировать их, выделять существенные признаки, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы. В целом, развитие интеллектуальной готовности предполагает развитость восприятия, наблюдательности, памяти, мышления, сформированность представлений о времени и пространстве, о животном и растительном мире; развитие тонких движений руки и зрительно-двигательных координаций; овладение разговорной речью и способность понимать и использовать символы.

Личностная (мотивационная) готовность включает стремление ребенка к новой социальной позиции школьника. Ребенок принимает позицию ученика, которая выражается в отношении ребенка к школе, учебной деятельности (ребенок стремится выполнять не только интересные для него задания, но и любую учебную работу); учителям (учитель – это не просто взрослый человек, это реальный носитель общественных требований к ребенку; его требования выполняются, на его замечания не обижаются, напротив, стараются исправить ошибки, переделать неверно выполненное задание) и самому себе как ученику (адекватно оценивает свои способности, результаты работы, поведение).

Эмоционально-волевая готовность включает умение управлять своим поведением, включаться в общую деятельность, принимать систему требований, предъявляемых школой и учителем. У ребенка наблюдается уменьшение импульсивных реакций, проявление эмоций с социальными нормами и требованиями (организованно вести себя на уроке), а также возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание.

Решающее значение в готовности к усвоению школьной программы имеют не сами по себе знания и навыки, а уровень развития познавательных интересов и познавательной деятельности. Ребенка должны привлекать содержание получаемых в школе знаний, интересовать то новое, с чем он познакомится на уроках, сам процесс познания.

Таким образом, психологическая готовность к школе – это сложное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер.

Рекомендации:

  1. Чтобы определить, насколько развита мотивационная готовность у ребенка, можно задать ему несколько вопросов типа: «Хочешь ли ты идти в школу? Что в школе самое важное? Что самое интересное? Если бы ты не ходил в детский сад, чем бы ты занимался?» Если у ребенка весьма приблизительные представления о школе, нет интереса к ней, то необходимо информировать ребенка о школьной жизни (школа – это нужно, интересно, трудно). Расскажите ребенку, как связаны школьные предметы и реальная жизнь. Формируйте познавательную мотивацию –купите глобус, карту мира, звездного неба и т.д. Укрепляйте у ребенка уверенность в том, что у него все получится, он со всем справится.
  2. Способствуют развитию и совершенствованию у ребенка всех звеньев системы произвольной регуляции следующие упражнения и задания:
    • конструирование. Начинать лучше с построения по образцу. Обратите внимание на то, чтобы ребенок четко строил по предложенному образцу (должен удерживать заданную цель до конца).
    • графический диктант. Ребенку необходимо воспроизвести предложенный образец геометрического узора, выполненного на бумаге в клетку. Усложненный вариант – выполнение узора на слух.
    • игры с правилами. Здесь ребенок учится понимать и принимать задачу, выполнять определенные действия, чтобы ее решить.
    • установите ребенку распорядок дня и придерживайтесь его. Это поможет ребенку контролировать себя, управлять своим поведением.
  3. Для расширения кругозора ребенка читайте книги, задавайте вопросы о прочитанном. Стимулируйте интерес ребенка к окружающему, фиксируя внимание на наиболее важных моментах во время прогулки. Полезно обсуждать с ребенком события прошедшего дня Задавайте ребенку вопросы о том, что его окружает («Зачем нужен шлагбаум? Почему нельзя проезжать на красный? Почему люди занимаются спортом? и др.).
  4. В развитии логического мышления неоценимую помощь окажут следующие игры и упражнения:
    • «Четвертый лишний» - необходимо исключить один предмет, не имеющий некоторого признака, общего для остальных трех (удобно использовать карточное лото). Например, волк, медведь, собака, лиса. Лишнее слово – собака, т.к. она домашнее животное, а остальные – дикие. Более усложненный вариант игры – выбор лишнего на слух без предъявления картинок.
    • Придумывание пропущенных частей рассказа (начало события, середина или конец). В этой игре развивается не только речь, но и обогащается словарный запас, развивается воображение и фантазия.
    • «Говори наоборот». Взрослый произносит слово, а ребенок называет его противоположное значение. Например, толстый – тонкий, большой – маленький, легкий – тяжелый и др.
    • Всевозможные головоломки, загадки, различные виды заданий со счетными палочками.
  5. Для развития памяти хорошо заучивать маленькие стихи, беседовать о прочитанном (Что было сначала, что потом?), увиденном (Что ты видел по дороге домой?). Назовите ребенку любые 10 слов, затем попросите его повторить.
  6. Для развития тонкой моторики руки рекомендуется:
    • Раскрашивание, обведение по точкам, штриховка;
    • Вырезание ножницами (под контролем взрослого), лепка, выкладывание узоров бусинами, камнями (мозаика).
  7. Для развития пространственного и временного восприятия попросите рассказать ребенка где что стоит (что стоит между, вверху, справа от, слева от и др.), показать левое ухо и правую щеку и т.д.); что мы делаем утром, днем, вечером, ночью; какой день был вчера, будет завтра и т.д.

Используемая литература:

  1. Гуськова М.А., Ермолина Т.А., к. психол. наук Калинина Е.А., Лифанова С.Ю., к.п.н. Можейко А.В., Поленкова Г.В., Рязанова О.В. Изучение готовности детей 6-7 лет к школьному обучению в условиях дошкольного образовательного учреждения: Методические рекомендации для специалистов системы образования. Тамбов: 48 с., 2006 г.
  2. Мухина В.С. Психология дошкольника. Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов и учащихся пед. Училищ. Под ред. Л. А. Венгера. М., «Просвещение», 1975
Шаблоны Joomla 3 здесь: http://www.joomla3x.ru/joomla3-templates.html

Актуально

Полезные ссылки

Запись в садик

Тамбов 2016  Детский сад "Жемчужинка"