Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

Пояснительная записка к учебному плану на 2024-2025 учебный год

Содержание образовательного процесса в МБДОУ «Детский сад «Жемчужинка» определяется:

  1. ФОП дошкольного образования.
  2. ФГОС дошкольного образования.
  3. Образовательная программа дошкольного образования МБДОУ.

Задача учебного плана заключается в построении оптимальной модели образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС, распределяя нагрузку, как в обязательной части плана, так и части, формируемой участниками образовательного процесса. Учебный план построен в соответствии с требованиями СанПиН, исключает перегрузки в образовательном процессе, предусматривает реализацию задачи по обеспечению равных стартовых возможностей каждому ребёнку при поступлении в школу.

Образовательная программа МБДОУ, составленная на основе федеральной образовательной программы дошкольного образования, обеспечивает качественную реализацию целей и задач дошкольного звена образовательной системы, формирование основ базовой культуры личности. Задачи, поставленные образовательной программой по образовательным областям, реализуемые в работе с детьми, сочетаются с целями и задачами, которые выдвигают ФГОС ДО к основной общеобразовательной программе дошкольного образования.

Наряду с комплексной программой в детском саду используются парциальные программы и пособия, рекомендованные Министерством образования РФ, которые согласуются с требова­ниями к целям и результатам обучения и воспитания с комплексной программой. Они не только обеспечивают необходимый и достаточный уровень развития детей для начала школьного обучения, но при этом расширяют и углубляют программное содержание в своих программах и задают более высокий уровень, как общего развития ребенка, так и его подготовки к школе.

В соответствии с требованиями СанПиН учебным планом предусмотрено проведение трёх физкультурных занятий: два проводятся инструктором по физкультуре в спортивном зале, одно на воздухе в форме подвижных игр, организации спортивных игр и упражнений. В целях качественной подготовки к школе в группах для детей 5-7 лет предусмотрено проведение двух периодов ООД по развитию речи. Один период предусматривает развитие связной речи, другой нацелен на обучение грамоте.

План построен с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей; основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса: раздел «Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни» интегрирован в предметную область «Ознакомление с миром природы», «Развитие речи», «Ознакомление с социальным миром», реализуется при организации и проведении режимных процессов, совместной деятельности педагогов и детей. В целях недопущения перегрузки в учебном плане предусмотрена интеграция раздела «Приобщение к художественной литературе» в разделы «Развитие речи», «Ознакомление с миром природы», «Ознакомление с социальным миром» с детьми 3-7 лет, а также его реализация в режимных процессах.

Планом предусмотрено решение задач образовательного направления «Безопасность» путём её интегрирования в предметные области «Ознакомление с миром природы», «Развитие речи», «Ознакомление с социальным миром», режимные процессы в целях качественного овладения детьми навыками безопасного поведения на дорогах при подготовке к школе.

Задачи образовательного направления «социализация» реализуются с детьми 2-7 лет через интеграцию в предметную область «Развитие речи», при организации и проведении режимных процессов, совместной деятельности педагогов и детей.

Реализация задач предметных областей «Ознакомление с социальным миром» и «Ознакомление с миром природы» для детей 3-5 лет интегрировано в предметную область «Развитие речи» и режимные процессы. При работе с детьми 5-7 лет предусмотрено чередований указанных периодов ООД, проводятся поочерёдно 1 раз в две недели.

Реализация задач «трудового воспитания» предусмотрено в процессе интеграции в предметные области «Ознакомление с миром природы», «Ознакомление с социальным миром», решаются в процессе совместной деятельности педагога и ребёнка с детьми 3-7 лет.

Планом предусмотрена возможность реализации дополнительного образования. В целях исключение перегрузки детей план строится с учётом требований СанПиН.

Для оптимизации условий реализации приоритетного направления раннего речевого развития, на основе имеющихся материально-технических условий и особенностей построения развивающего пространства – наличие центра речевого развития, библиотеки в образовательное направление «Речевое развитие» для детей 3-7 лет групп общеразвивающей и оздоровительной направленности в часть плана, формируемого участниками образовательного процесса, включён 1 период дополнительного образования «Риторика», которое ведёт педагог дополнительного образования, целью реализации которого является развитие культуры речевого общения, выразительности речи, воспитание интереса и любви к родному языку.

В связи с реализацией программы художественно-эстетического воспитания «Цветные ладошки» Лыковой учебным планом предусмотрено проведение двух занятий по изобразительной деятельности в неделю в каждой возрастной группе. Одно занятие посвящено развитию изобразительных навыков и способностей, его ведёт педагог дополнительного образования. Второе направлено на развитие художественно – творческих способностей в лепке и аппликации в чередовании. Занятие по лепке ведёт педагог дополнительного образования, аппликация проводится воспитателем. Занятия носят комплексный характер, предусматривают реализацию задач изобразительной, конструктивной творческой деятельности, использование нетрадиционных техник рисования. Занятия по конструированию из строительного материала с детьми 3-7 лет проводятся по методическому пособию для воспитателей «Конструирование» под редакцией З.В. Лиштвана в совместной деятельности с воспитателем в режимных процессах в микро группах, чтобы максимально обеспечить участие каждого ребёнка в процессе создания постройки.

В учебном плане предусмотрено проведение одного периода ООД по математическому развитию. С детьми 3-5 лет формирование математических понятий дополнительно предусматривается в совместной деятельности педагогов в режимных процессах, в конструктивной и изобразительной деятельности. С детьми 5-7 лет 1 занятие по математическому развитию заменено на занятие по дополнительному образованию, которое ведёт педагог дополнительного образования, по курсу «Информатика», в котором обеспечено развитие логического мышления детей, познавательных интересов, умения классифицировать, объединять группы, анализировать. Информатика включена в образовательное направление «Познавательное развитие» в часть плана, формируемого участниками образовательного процесса - 1 период дополнительного образования в неделю для детей 5-7. С детьми 6-7 лет предусмотрено проведение занятия по информатике в компьютерном классе.

В целях исключения перегрузки детей планом предусмотрена и указана предельно допустимая нагрузка для каждого возрастного периода с учётом вариативности предоставления дополнительных услуг по запросам родителей.