Роль инструктора по физической культуре в организации работы по изучению правил дорожного движения

В силу социальной значимости безопасность дорожного движения занимает одно из ведущих мест в системе социальной безопасности. Статистика ГИБДД России свидетельствует о значительном снижении числа ДТП с участием детей. Однако повода для успокоения нет, так как снижение не является постоянным.

На наш взгляд одним из направлений совершенствования работы по профилактике дорожно-транспортных проис­шествий с участием детей является погружение детей в различные дорожные ситуации в процессе различной игровой деятельности. Наша первостепенная задача - научить всех педагогов в полном объеме использовать   дидактические возможности игр, творчески подходить к   организации деятельности с детьми по обучению правилам дорожного движения.

Постижение правил дорожной безопасности, конечно же, связано с движением детей, поэтому, на наш взгляд значительная роль в работе по ПДД отводится инструктору по физической культуре.

Инструктор по физической культуре способен интересно организовать  разнообразную деятельность по профилактики детского дорожно-транспортного травматизма, обучение детей в игре основам дорожной безопасности.

Мы попробовали сгруппировать все игровые средства по дидактическим задачам, чтобы дети не только в беседах и на картинках обучались правилам дорожного движения, но и созданных педагогом ситуациях адаптировались психологически, организационно, информационно к новой будущей среде своего обитания.

Работа по приобщению детей к соблюдению правил дорожной безопасности ведётся с участием инструктора и на территории детского сада, где проведена разметка, имитирующая городскую дорожную инфраструктуру: проезжая часть, тротуар, перекрёсток, пешеходные переходы. это особенно ценно для    изучения не только теоретических основ безопасного поведения на дорогах и улицах, но и практических упражнений детей в   соблюдении правил дорожного движения. И делается это не только во время прогулок с воспитателями, на и в утренние и вечерние часы, когда ребёнок приходит в детский сад вместе с родителями, покидает его. Инструктор работа с детьми на прогулке, показывает образец грамотного и безопасного поведения на дорогах.

Какие же игровые ситуации можно организовать с детьми

Игры - мини-викторины

Мини – викторины интереснее проводить как внутри помещения детского сада та и на площадке с    дорожной разметкой.

Для эффективного проведения мини – викторин хорошо использовать разнообразные информационные стенды, которые являются переносными, они могут быть использования для доказательности правильности ответов,   обсуждения их со взрослыми и сверстниками.

Мини-викторины носят соревновательный характер. Можно их проводить в форме командной игры или на выявление знатока правил дорожного движения. Задания носят двойной характер: дать правильный ответ и показать на схеме, стенде, установить маячок.

Примером являются такие вопросы как:

  • Какая часть улицы предназначена для пешеходов?
  • Какая часть улицы предназначена для движения транспортных средств?
  • Какой прибор обеспечивает безопасный переход через улицу?
  • Самое безопасное место для перехода через проезжую часть.

Второй тип вопросов: отгадай загадку о дорожном знаке, отыщи его и установи в нужном месте.

Живые картинки

Ценность организации таких игр заключается в том, что дети на практике проживают реальные опасные ситуации, возникающие на дороге, сами воспроизводят их. В одной инсценированной зарисовке может быть несколько сюжетов, раскрывающих дей­ствия пешеходов. Оценивается правильность и полнота ответа.

Для обеспечения подлинности сюжетов детям предлагаются стационарные дорожные знаки, детские транспортные средства, светофор. Занятие может носить соревновательный характер или модель ролевой игры.

Перед детьми ставится задача: поочередно изобразить «живую картинку» дорожной ситуации, в которой имеются сюжеты нарушения ПДД. Например, две девочки идут по тротуару и играют в мяч, подойдя к пере­крестку, они останавливаются, ожидая, когда загорится зеленый свет светофора. Загорается зе­леный свет - девочки продолжают движение, играя с мячом.

Остальные дети должны найти элемент нарушения правил безопасного поведения и объяснить его.

Примером могут быть и такие ситуации.

Ситуация 1.

Вдоль дороги, возле которой нет тротуара, движутся две группы ребят. Первая группа -мальчики, вторая - девочки. Обе группы двигаются в одном направлении. Мальчики идут вдоль правой стороны дороги, а девочки - вдоль левой стороны дороги. Кто из них прав? Почему?

Ситуация 2.

Дети идут домой из школы, оживленно беседуя. Они медленно брели по тротуару, растянувшись на всю его ширину и не заметили, что идущая за ними женщина вынуждена была сойти на проезжую часть, чтобы обойти их. Кто нарушил правила, женщина или дети? Почему?

Ситуация 3.

На перекрестке, где установлен светофор, интенсивность движения небольшая. Девочка, не обращая внимания на смену сигналов, ринулась через дорогу на жёлтый свет. Как должна была поступить девочка в данной ситуации?

Ситуация 4.

На остановке, расположенной на противоположной школе стороне, остановился автобус. Из автобуса начали выходить пассажиры, несколько ребят, выпрыгнув из передней двери, побежали перед автобусом на дорогу и, не посмотрев по сторонам, устремились к школе. Другая группа ребят обошла автобус сзади и тоже поспешила через дорогу в школу. Кто нарушил правила безопасности?

Игры по типу «Пешеходы и водители»

Дети делятся на две группы - водители и пешеходы.

Участники игры должны проехать( на велосипедах, самокатах, или пройти определённую часть дороги в соответствии с сигналами светофора и дорожными знаками.

Наглядно-образные игры «Найди ошибку»

На территории автогородка   устанавливаются дорожные знаки и светофор. На одном конце городка размещается макет (плакат с изображением) жилого дома, на другом – школа, детский сад, цирк и т.д. Педагог предлагает   детям     добраться до места назначения (например, из дома в зоопарк) без нарушений ПДД. Дети – наблюдатели следят за соблюдением правил дорожного движения. Можно заранее обговаривать с детьми- нарушителями возможные варианты неправильного поведения на дороге, чтобы дети – наблюдатели могли проанализировать ситуацию.

Например:

  • двигаясь по тротуару, ребёнок играет с мячом,
  • не доходя до пешеходного перехода ребёнок перебегает дорогу перед приближающимся транспортным средством,
  • ребёнок начинает движение на другую сторону дороги на красный сигнал светофора и т. д.
Моделирование ситуации

Педагог читает текст, дети внимательно слушают его. После этого он читает фрагменты текста по порядку, дети моделируют дорожную карту, расставляя знаки в соответствии с описанной ситуацией.

Например:

Из жилой зоны на главную дорогу выехал велосипедист. Он поехал по специально отведенному для этого месту- велосипедной дорожке. Велосипедная дорожка пересекла главную дорогу, по которой могли двигаться только автомобили».

При обучении правилам безопасного поведения на дорогах особенно важен принцип наглядности, который традиционно применяется в работе с дошкольниками. Ведь дошкольникам всегда хочется самим сами все увидеть, услышать, потро­гать и тем самым реализовать стремление к познанию.

Особое место в системе обучения детей необходимо уделить изучению распространенных причин дорожно-транспортных происшествий с участием детей:

  • Выход на проезжую часть в неустановленном месте перед близко идущим транспортом. (А значит, мы должны выработать у детей привычку останавливаться перед переходом проезжей части, внимательно ее осматривать с поворотом головы и контролировать ситуацию слева и справа во время движения).
  • Выход на проезжую часть из-за автобуса, троллейбуса или другого препятствия. (К сожалению, наши дети не привыкли идти к пешеходному переходу, выйдя из транспортного средства, или осматривать проезжую часть, прежде чем выйти из-за кустарника или сугробов).
  • Игра на проезжей части. (Наши дети привыкли, что вся свободная территория - место для игр).
  • Ходьба по проезжей части. (Даже при наличии рядом тротуара большая часть детей имеет привычку идти по проезжей части, при этом чаще всего со всевозможными нарушениями).

Учитывая возрастно-психологические особенности поведения детей на дороге, их реакцию на происходящее, мы   стремимся к тому, чтобы к концу дошкольного возраста у детей были сформированы следующие умения:

  • вовремя замечать опасные места и приближающийся транспорт;
  • различать размеры транспорта;
  • определять расстояние до приближающегося транспорта;
  • различать сигналы светофора, символы на дорожных знаках и их значение.

Мы надеемся, что погружение детей в ситуации дорожной безопасности, активное участие родителей позволят нам привлечь внимание и интерес к проблеме воспитания грамотных и ответственных пешеходов педагогов, родителей. И к концу дошкольного возраста у детей будут сформированы навыки и устойчивые положительные привычки безопасного поведения на улице.